Ростов-на-Дону, 27 фев 2023, 07:29

Идем на Восток: что будет с продажами и экспортом минводы в ЮФО и СКФО

В 2022г. регионы ЮФО и СКФО вошли в топ-10 в РФ по выпуску минводы. Эксперты считают, что в этом году производители попытаются удержать продажи на уровне 2021г., а в экспорте будут развивать направление Ближнего Востока
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в 2022 году Ставропольский край занял первое место в России по производству минеральной воды. За указанный период в регионе выпустили 425,6 млн литров продукции. На втором месте оказалась Карачаево-Черкесия, где по итогам прошлого года произвели 402,1 млн литров минводы. Краснодарский край расположился в рейтинге на пятом месте. На Кубани объем производства за прошлый год составил 70,7 млн литров. В Дагестане за указанный период произвели 63,5 млн литров минеральной воды, регион разместился на седьмом месте по стране. Последним регионом СКФО, вошедшим в топ-10 и занявшим 9-е место, стала Северная Осетия. В 2022 году республика произвела 54,8 млн литров минеральной воды. В свою очередь в Ростовской области (ЮФО) в 2022 году произвели 16,2 млн литров минеральной воды. По этому показателю регион занял 27-е место в стране.

Объемы в рост

В минсельхозе Краснодарского края рассказали, что на Кубани розливом минеральной и питьевой воды занимаются 43 предприятия. Их годовая производственная мощность равна 544,7 млн литров. В 2022 году объем производства минеральной природной питьевой воды и питьевой воды составил 519,7 млн литров (темп роста к 2021 году — 15,9%).

По данным министерства сельского хозяйства Ростовской области, производство минеральной природной упакованной воды, питьевой упакованной воды, не содержащей сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ в регионе за 2022 год составило 163,3 млн литров, что не превышает показатели прошлых лет. На территории области осуществляют производство минеральных и питьевых вод четыре предприятия, ведущим является ООО «Фирма «Аква-Дон».

«По предварительным данным ФТС России и Росстата, в 2022 году с территории Ростовской области экспортировано порядка 1,6 тыс. тонн минеральной воды, что несколько ниже прошлогодних показателей. Минеральная вода экспортируется в основном в страны ближнего зарубежья, а также на Мальту и в Турцию», — сказали в областном минсельхозе.

По информации минэкономразвития Ставрополья, в крае розлив минеральных и питьевых вод осуществляют 34 предприятия. Суммарная мощность предприятий позволяет ежегодно разливать более 5,5 млрд бутылок минеральной и питьевой воды.

«Рынок напитков является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России, это направление активно развивается и выходит на внешние рынки. Так, в 2022 году на экспорт продано минеральной воды и безалкогольных напитков на 11,8 млн долларов, что на уровне 2021 года. Основными экспортерами минералки стали компании «Холдинг Аква», «Элита Минерал Групп», «Объединенная Водная Компания», «Старый источник». Данные предприятия входят в первую двадцатку экспортеров минеральной воды России», — отметили в пресс-службе министерства экономического развития края.

В частности, ставропольская минеральная вода экспортируется в 23 страны мира. Основные покупатели: Беларусь, Монголия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Китай. Так, экспорт минеральной воды в Китай в 2022 году по сравнению с 2021-м увеличился в 13 раз и составил 699 тонн, в Израиль — в два раза (до 266 тонн).

В целом же экспорт безалкогольных напитков и воды из России в 2022 году увеличился на 15% — до 278 млн долларов, говорится в материалах центра агроаналитики, подведомственного учреждения Минсельхоза России.

Сдержанный оптимизм

По мнению экспертов, в текущем году производители, в том числе и минеральной воды, планируют удержать продажи на уровне 2021 года.

Так, председатель комитета по экспорту Союза производителей соков, воды и напитков Роман Медведев считает, что производители упакованной воды смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. По его словам, в марте 2022 года вся индустрия столкнулась с резким ростом себестоимости, повышением цены доставки, а иногда и полной блокировкой отгрузок. На эту ситуацию наложились повышение импортных пошлин в Европе и США на российскую продукцию, ужесточение карантинных мер в Китае, все это создало сложную ситуацию для компаний-экспортеров в целом.

Медведев говорит о том, что в данный момент многие компании развивают направление Ближнего Востока, большие надежды возлагаются на рост продаж в Китае. «Кроме этого, мы смотрим страны, где до этого не работали, — Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Таиланд, Мьянма. В планах — начать отгрузки в страны Северной Африки, сейчас там высокие пошлины, но мы надеемся на их снижение. Рассчитываем начать работу с Южной Америкой — Чили в первую очередь. Определенный интерес представляет рынок Индии, хотя и он имеет свои сложности. Безусловно, в тренде остаются наши традиционные рынки сбыта — Беларусь, Казахстан, Узбекистан», — уточнил он.

В свою очередь гендиректор «Холдинг Аква» Святослав Вильк рассказал, что продукция компании уже представлена в более чем 20 странах мира. «При этом продолжается активное расширение географии продаж. Буквально недавно завершились переговоры с партнерами из Индии и Вьетнама», — добавил гендиректор.

При этом Вильк тоже отметил, что бизнес-среда и логистические цепочки меняются, что доставляет определенные сложности. «Но нашей команде удалось быстро найти нужные решения, и сегодня мы работаем в штатном режиме, осуществляя постоянный мониторинг ситуации», — сказал он.

Развитие внутреннего рынка

Что касается российского рынка упакованной воды, то, по словам Вилька, уход иностранных компаний существенно не повлиял на него.

«Российский рынок упакованной воды преимущественно (более чем на 90%) представлен локальными игроками. Поэтому можно с уверенностью заявить, что уход иностранных компаний существенно на него не повлиял, хотя в сегменте HoReCa и ультрапремиум и произошли некоторые изменения. Рынок развивается прежде всего за счет роста спроса на продукцию отечественных производителей. И мы, безусловно, развиваемся вместе с ним. В 2022 году группа компаний «Холдинг Аква» значительно укрепила свои позиции и в декабре заняла вторую строчку в рейтинге производителей минеральных вод по доле рынка в денежном выражении», — сообщил гендиректор группы компаний «Холдинг Аква».

По его словам, в 2022 году рост объемов производства холдинга составил порядка 20% (до 155 млн единиц продукции). «В 2023 году планируем прирасти еще на 15%. Учитывая общую производительность наших площадок, достигающую 300 млн бутылок в год, очевидно, что у нас есть огромный потенциал для развития», — сообщил он.

Говоря о последних тенденциях в отрасли, гендиректор рассказал, что они соответствуют общемировым веяниям: здоровый образ жизни, забота о себе, выбор качественных и натуральных продуктов питания. «Также мы видим запрос на максимальную прозрачность. Все больше потребителей обращают внимание не только на качество продукции, но и на ответственность производителя, особенно в части экологии», — заявил Вильк.

Если говорить о перспективах развития рынка упакованной воды, то председатель комитета по экспорту Союза производителей соков, воды и напитков Роман Медведев считает, что с учетом внедрения маркировки рынок продолжит консолидацию, крупные российские игроки продолжат развитие внутренних продаж. «Общий и основной тренд на рынке упакованной воды — это перераспределение продаж в сторону низкого ценового сегмента. Я считаю, что будет продолжаться процесс консолидации рынка и объединения части игроков», — заключил он.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта