PROюгАгро, 28 авг 2023, 08:00

Как теплицы Юга и Кавказа адаптируются к турбулентности

Аграрии Юга и Северного Кавказа вынуждены больше тратить из-за роста цен и дороговизны отечественных комплектующих: они могут быть вдвое дороже иностранных
Читать в полной версии
Фото: РБК Краснодар

Минсельхоз назвал тепличное овощеводство самой динамично развивающейся отраслью АПК. В прошлом году аграрии собрали рекордный урожай — 1,6 млн т. В 2023 году, по данным Национального плодоовощного союза, цифра увеличится на 3,7% — до 1,7 млн т. В лидеры уже традиционно вошли два южных региона: в Краснодарском крае в 2022 году собрали свыше 115 тыс. т продуктов защищенного грунта, в Ставропольском — 105 тыс. т. В нынешнем году фермеры обоих субъектов планируют получить на 10–15 тыс. т больше.

Изменения коснулись не только валового сбора, но и всей структуры рынка: несмотря на турбулентность, предприятия сумели быстро адаптироваться к новым условиям. По словам экспертов, основная причина — бум строительства тепличных комплексов, начавшийся в 2014 году, после введения Россией эмбарго на импортные фрукты и овощи.

Импортозамещение на качестве овощей не отразится

«В тот период возникла необходимость инвестировать не только в теплицы, но и в предприятия, их обслуживающие. В результате появились компании, специализирующиеся на селекции семян, производящие укрывной материал для застилки грунта, выпускающие автоматизированные системы управления микроклиматом», — объяснил президент ассоциации «Теплицы Кубани» Алексей Коновалов.

По его словам, в прошлом году предприятия не сразу, но все же нашли замену иностранным удобрениям и оборудованию. На данный момент, например, отечественные заводы по производству минеральной ваты полностью закрывают потребность России в субстрате.

«Конечно, есть и сложности. Тем тепличным комбинатам, которые были построены по голландским, французским, итальянским технологиям, приходится менять вышедшее из строя оборудование на отечественные аналоги. И увы, продукция не всегда соответствует тем стандартам, к которым аграрии привыкли. Однако это вопрос только удобства и стоимости — расходники в среднем вдвое дороже. Но на качестве овощей это никак не отразилось», — отмечает Коновалов.

Системы полива станут еще умнее

Ключевой тренд на ближайшие годы, по мнению игроков рынка, — инвестирование в разработку сложных технологических решений. Если раньше компании делали упор на простые товары, то сейчас все чаще ведут разработки в сфере инноваций. Например, внедряют решения по автоматизации систем капельного полива.

«Еще несколько лет назад в России производили что-то элементарное вроде капельной ленты. Сейчас же выпускают и трубопроводы для капельного полива, и фитинги, и многолетние капельные трубки. С более сложными устройствами типа контроллеров для внесения удобрений и управления поливом грядок, автосистем фильтрации ситуация пока не настолько позитивна, — считает директор по маркетингу ЗАО «Новый век агротехнологий», одного из участников выставки «ЮГАГРО»  Санал Дорджиев. — Однако крупные отечественные компании уже работают над локализацией производства комплектующих, разрабатывают высокотехнологичный внутренний продукт. Думаю, что страну ждет новый этап развития технологий капельного орошения, а значит, и повышение эффективности сельского хозяйства».

Несмотря на оптимистичные прогнозы, аграрии рассчитывают на поддержку государства. Зависимость отечественных тепличных комплексов от импортной техники в области полива все еще высока. И если крупные предприятия могут себе позволить более дорогую российскую технику, то небольшие с такой финансовой нагрузкой пока не справляются.

Квалифицированные кадры и элитные семена в дефиците

Там, где не помогает автоматизация, возникает проблема дефицита кадров. Специфика овощеводства защищенного грунта — высокая доля ручного труда. От квалификации, внимательности персонала зависит качество будущего урожая. Однако специалистов с опытом в стране недостаточно, приходится постоянно обучать, повышать квалификацию, бороться с текучкой.

Еще одна проблема — недостаточная обеспеченность элитными сортами семян, необходимых для выращивания томатов и огурцов. Национальный плодоовощной союз оценил зависимость от семенного иностранного материала в 80–95%.

Ягоды пойдут в рост

По данным Национального аграрного агентства, снижения потенциала тепличного бизнеса на Юге России не ожидается. В ближайшее время там реализуют несколько крупных проектов. В Кабардино-Балкарии, например, появится крупнейший на Северном Кавказе тепличный комплекс «Чегем-Агро», в Северной Осетии построят ТК «Алания». Еще один заметный проект — четвертая очередь ТК «Солнечный дар» в Ставропольском крае.

Однако, по мнению Алексея Коновалова, по-настоящему масштабных проектов в ближайшие пару лет в России не будет. Во-первых, основной объем комбинатов уже построен. Во вторых, из-за санкций, инфляции, валютной нестабильности маржинальность бизнеса снизилась в среднем на 30%. Если раньше средний срок окупаемости проекта был около шести лет, то сейчас этот период увеличился до 10 лет. Эксперт считает, что аграрии займутся повышением эффективности уже существующих предприятий.

Специалисты также прогнозируют, что компании будут делать ставку на расширение ассортимента. По данным Росстата, пока в отрасли преуспели только в выращивании огурцов: в 2022 году уровень самообеспеченности плодом достиг 95,5% (849 тыс. т).

«Экономика тепличной отрасли строится не на себестоимости килограмма продукции, а на эффективности работы квадратного метра теплицы, — объяснил Коновалов. — Урожайность огурца — 50–60 кг/кв. м без досвечивания и до 200 кг/кв. м с досвечиванием, урожайность перца — 20–24 кг/кв. м, а с досвечиванием — максимум 27 кг/кв. м. Выращивать его экономически нецелесообразно, проще импортировать».

«Растет спрос на ягоды: малину, клубнику, ежевику, голубику. Поэтому наши комбинаты на Юге будут увеличивать объемы производства. То же самое касается цветов. Мы уже выращиваем розы, лилии, хризантемы, герберы. И по стойкости и аромату они не уступают заграничным аналогам», — рассказала Татьяна Кулик, заместитель генерального директора ассоциации «Теплицы России».

Об этом же говорит и Умар Мусаев, его компания сейчас строит цветочные теплицы в Ростовской области и Ставропольском крае. Эксперт отметил интерес инвесторов к проектам, занимающимся производством зеленных и салатных культур, баклажанов, грибов. По его словам, рынок потребления тепличной продукции в России будет медленно, но стабильно расти.

Игроки рынка сходятся во мнении, что сегмент ждет увеличение показателей и объемов производства. Основным трендом станет рост цифровизации и вложения в высокотехнологичные решения. Наиболее острой проблемой останется импортозамещение в сфере семян.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Мы «сидим в смартфоне» два месяца в году: как сохранить продуктивность
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла