Ростов-на-Дону, 28 ноя 2014, 18:06

Эксперты: Северному Кавказу не удастся быстро избавиться от негативного имиджа

Несмотря на все более позитивный характер сообщений в российской прессе о жизни на Северном Кавказе, в России и за рубежом на регион по-прежнему смотрят с некоторой опаской. Пройдет еще немало времени, прежде чем эта ситуация изменится, заявил политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов на круглом столе, организованном ИА «РБК-Юг» в Ростове-на-Дону.
Читать в полной версии
Фото: МедиаС

По словам Виноградова, имидж северо-кавказских регионов и впрямь нельзя назвать идеальным. Тому есть ряд причин. Прежде всего, это слабые экономические показатели региона, именно здесь расположены самые бедные и дотационные субъекты РФ. Во-вторых, между регионами Северного Кавказа и остальной Россией существует, по словам политолога, «глобальный дисконнект»: журналисты, пишущие про это регион, также, как их читатели, никогда здесь не бывали. Соответственно, они ориентируются на сложившиеся стереотипы. Кроме того, по словам Виноградова, субъекты СКФО «плохо подают» себя в СМИ. По большей части их руководство не осознает необходимости ведения полноценного диалога с прессой.

Примерно о тех же проблемах говорит и директор АНО ЦСКП «Кавказ» Игорь Сопов. Впрочем, по его словам, в последнее время положительная динамика в медийном освещении Северного Кавказа все-таки наметилась.

«Мы регулярно проводим мониторинг того, в каком ключе крупнейшие федеральные СМИ России освещают события на Северном Кавказе. Так, в прошлом месяце про этот регион вышло 172 статьи. Из них 39% имеют позитивный характер, 21% - неоднозначный, 19% - нейтральный и 21% - негативный. В целом, за последние полгода динамика по положительному медийному освещению увеличилась. Рост позитивных новостей составил 10-15%», - сообщил Сопов.

Одна из главных причин такой динамики, по его словам, кроется в сложившейся внешнеполитической ситуации. На фоне "войны санкций" и общего ухудшения отношений в Западом про Северный Кавказ все чаще вспоминают в контексте импортозамещения и необходимости развивать внутренний туризм.

Хуже, по словам Сопова, обстоят дела с иностранной прессой. «Мы также мониторим образ Северного Кавказа в прессе на английском, арабском, французском, китайском и немецком языках. Тут все зациклены на середине 90-х годов. Открываешь любой иностранный портал и видишь картинки терактов, войн и тд. Это большая проблема. Надо понимать, что если мы не работаем на свой имидж, то это сделают за нас и не в нашу пользу. Но если раньше хотели сказать что-то плохое о России и ее правительстве, то сразу указывали на Северный Кавказ. Теперь так уже не получатся», - добавил президент ЦСКП «Кавказ».

Вместе с тем, по мнению профессора института социологии и регионоведения ЮФУ Виктора Черноуса, просто изменить свой имидж в СМИ Северному Кавказу недостаточно. Региону нужно сломать те негативные стереотипы, которые сложились о нем в других регионах России и за рубежом, а это невозможно сделать без реального улучшения здесь социально-экономической ситуации. В противном случае, рано или поздно имидж Кавказа снова начнет ухудшаться.

Другой проблемой, по словам Сопова, является определенная инертность северо-кавказских СМИ. По словам Сопова, некоторые из них до сих пор не до конца понимают, как правильно работать со своими федеральными коллегами, чтобы на общероссийском уровне звучали новости не только об очередном режиме КТО, но и некие позитивные сообщения. Проблемой является и то, что в некоторых республиках Северного Кавказа до сих пор нет своих информационных агентств или телеканалов. Это существенно ограничивает их возможность влиять на информационный поток, идущий из региона в федеральные СМИ.

«Есть колоссальный пробел в федеральных СМИ — это экономика Северного Кавказа. Они сообщают только о местной политике, любят тему дотационности. При этом со стороны местных СМИ по экономике никакой информации нет, как и о реализуемых здесь инвестпроектах. А ведь это серьезная возможность продвинуть регион в федеральных СМИ. Политику можно трактовать как угодно, а экономика наука суровая, тут есть точные цифры», - добавляет старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

Говоря о том, что регионам Северного Кавказа необходимо предпринять для того, чтобы перестать быть «страшилкой» для остальной России, Михаил Виноградов определил несколько задач. Во-первых, нужно использовать тот интерес к внутреннему туризму, который сформировался у россиян на фоне удорожания валюты и обострения отношений с западными странами. "Чем больше людей лично побывает на Кавказе, тем больше из них поймет, что это такой же регион России, как и все остальные", - подчеркивает Виноградов. Во-вторых, руководству республик стоит перейти на более открытое общение с прессой и экспертами, принимая участие в дискуссиях на действительно актуальные темы. В-третьих, региону, по мнению политолога, необходима своя деловая пресса, которая будет освещать события на «нормальном, деловом» языке. По мнению Виноградова, это также может способствовать улучшению имиджа Северного Кавказа.

Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется