Итоги года-2015, 28 дек 2015, 14:15

Выезд запрещен: как курорты Юга получили новых туристов

В текущем году Черноморские курорты выиграли на общих бедах туротрасли страны. Пока все горевали по Турции и Египту, Краснодарский край прибавлял себе новых туристов. Однако местные туркомпании все же пострадали.
Читать в полной версии
(Фото: «РИА Новости» )

В статье об итогах года для туротрасли страны РБК отмечает, что год запомнился рекордным падением турпотока (на 30%), потерей для туристов Турции и Египта, и половины выручки операторов. При этом проигравшими себя почувствовали все, за исключением туристической отрасли Краснодарского края. Все, что навредило внешнему туризму, одновременно сыграло на руку российским черноморским курортам.

В интервью РБК-Юг министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя говорил, что краем уже побит рекорд олимпийского года, с ростом турпотока в пределах 1,5-2%. То есть Кубань перешагнула планку в 14 млн туристов. Десять лет назад край посещало не более 9,8 млн человек в год.

На смену выездному пришел внутренний туризм

На руку Черноморским курортам сыграли крупные туроператоры, которые начали прощупывать почву еще в начале года и к лету переориентировались на внутренний рынок. Так, они постарались покрыть хотя бы часть выбывающих доходов от сокращения внешнего турпотока. И этот процесс не останавливается до сих пор.

Например, в ноябре о выходе на рынок внутреннего туризма заявил туроператор Tez Tour, который раньше занимался только международными направлениями. В компании уточнили, что речь идет прежде всего о черноморском побережье Краснодарского края. В 2015г. впервые внутренним туризмом начал заниматься международный туроператор TUI, о выходе на внутренний рынок заявила «Натали Турс». «Библио Глобус» уже в летнем сезоне 2015 года запустил полетную программу в Сочи из 16 городов России, рассказал РБК представитель компании. С 26 декабря туроператор запустил новую полетную программу в Сочи из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

Цены пошли в рост

От всеобщего ажиотажа увереннее стали себя чувствовать и отельеры Юга. Видя увеличение спроса на протяжении последних двух лет, они постепенно повышали цены. По оценкам заместителя генерального директора национального туроператора "Алеан" Дмитрия Попова, за 2015г. рост цен составил 10-12%, при том, что цены в текущем году сдерживались расширяющимся номерным фондом. Есть основания полагать, что в следующем году цены могут возрасти еще на 15-20%. "Увеличение номерного фонда, особенно в Сочи, сдержало рост цен. Но что касается 2016г., то тут уже мы видим, что отели поднимают цены от 15% и, в редких случаях, до 25%", — сказал Попов.

Чтобы избежать слишком большого роста ценников, туроператоры уже сейчас ведут переговоры с представителями объектов размещения отечественных курортов о том, чтобы не повышать цены в 2016 году. «Сейчас туроператоры ведут переговоры с объектами размещения на массовых черноморских курортах. Наши курорты находятся в эйфории, они уверены, что все туристы, которые не смогут поехать в Турцию, поедут к ним, поэтому можно повышать цены», — приводит ТАСС слова исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе.

Большой поток людей научил отельеров не только менять ценник, но и работать по мировым стандартам. Новым явлением в крае стали пакетные туры. Как отметила в интервью РБК-Юг генеральный директор туроператора «Библио-Глобус» Ирина Костенко, в этом году на "пакеты" пришлось до 85% турпотока. "Основная масса туристов покупала пакетные туры. При этом если в начале летнего сезона только проживание приобретали 40% отдыхающих, то к середине сезона эта цифра уменьшалась и спрос сместился в сторону "пакетов", — сказала Костенко.

Выжили не все

Однако на этом празднике жизни южной туротрасли есть и свои пострадавшие. В сложной ситуации оказались местные туркомпании, так как южане предпочитают ездить на море и бронировать гостиницы самостоятельно. В итоге рост внутренних направлений не помог компаниям покрыть убытки от падения внешних. С рынка Краснодара ушло 70 компаний, рассказала РБК директор ООО "Веселый Турист" (Краснодар) Ирина Киргинцева. "Официально из реестра выпало 70 компаний. Было 420, осталось 350. И я думаю, что еще многие уйдут, идет серьезная чистка рынка", — сказала собеседница агентства. В Ростове ситуация немногим лучше. По данным генерального директора сети турагентств «Розовый слон» Алексана Мкртчяна с рынка ушло 10-15% игроков и такое же количество еще уйдет до конца марта.

Однако работа продолжается. По словам директора компании "Компас" (Краснодар) Марины Череватых​, главная задача – дожить до весны. Компании готовятся заменить Турцию Грецией и Кипром и ожидают еще более тяжелый год. "Прогноз пессимистичный. В Краснодаре другая ситуация, чем в целом по России, где внутренний туризм продается пакетами. У нас люди едут на побережье сами. Но все равно кто-то ездит заграницу. Зимой люди поехали в Эмираты, Таиланд, Вьетнам. К летнему сезону мы планируем работать с Кипром, где действует облегченный визовый режим и Грецией, которая максимально приближена к Турции по отелям", — сказала Череватых.

Более крупные компании дают на 2016г. и более оптимистичный прогноз. Так, Мкртчян считает, что в следующем году падение рынка скорее всего остановится. "В конце марта - начале апреля может вернуться Египет. Как только это произойдет, закончится падение. Хотя конечно никакого роста рынка в 2016г. ждать не стоит", — сказал Мкртчян. По его оценкам большая часть туристов отдыхавших в Турции поедет в Египет, еще 30% отдохнут в России, остальные распределяться между Грецией, Кипром и Болгарией.

Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино