Будьте как дома: эксперты рассказали о развитии въездного туризма на Юге
Рост въездного турпотока в России в 2024 году оказался ниже ожиданий туроператоров. По данным Российского союза туриндустрии, такая динамика связана со снижением спроса на поездки в арабских странах из-за ближневосточного конфликта. Согласно данным соруководителя комиссии РСТ по въездному туризму, генерального директора компании «Интурист» Александра Мусихина, за 9 месяцев текущего года страну посетили примерно 700 тыс. иностранных туристов, что на 17% больше, чем год назад.
Из данных Росстата следует, что в январе-августе 2024 года количество иностранных туристов в Краснодарском крае увеличилось на 72,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Ростовской области при этом произошло снижение на 73%. По мнению опрошенных отельеров Юга, доля иностранных туристов остается невысокой, в том числе, из-за сложной логистики и работы отелей только в летний сезон. При этом развитие въездного туризма простимулирует повышение уровня сервиса и качество предложения на Юге, рассказали эксперты.
Неоднородная динамика
По данным Росстата, с января по сентябрь 2024 года число въездных туристических поездок в Россию составило 6,98 млн., а в 2023 году — 6,13 млн. Прирост составляет 13,8%. С января по июнь 2024 года Россия приняла 3,997 млн иностранных туристов. Больше всего гостей из Казахстана — 1,026 млн человек.
С января по август 2024 года Краснодарский край принял 107,6 тыс. зарубежных гостей, что на 72,7% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Тогда на Кубани отдохнули 62,3 тыс. иностранцев. Традиционно край лидирует среди регионов Южного федерального округа по данному показателю.
В 2024 году в отеле «Жемчужина» (г. Сочи) прирост иностранных туристов составил порядка 50%, рассказала генеральный директор АО «ГК «Жемчужина», председатель комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Городского Собрания Сочи Светлана Ермилова.
«Помимо ежегодных крупных деловых мероприятий Сочи принял такие значимые события, как Всемирный фестиваль молодежи, что, безусловно, способствовало приросту въездного турпотока. Другой важный фактор — улучшение взаимоотношений с рядом государств и налаживание партнерства между институтами развития туризма, а также расширение маршрутной сети авиакомпаний», — пояснила Светлана Ермилова.
Отмечается, что обычно в составе групповых заездов приезжает порядка 50-70 туристов. При этом доля зарубежных гостей от общего турпотока составляет не более 2-3%. По прогнозам Ермиловой, в 2024 году отель планирует принять порядка 1,5 тыс. иностранцев.
На курорте Miracleon (г. Анапа) рассказали, что в 2024 году всего 6 отелей курорта с разными форматами обслуживания приняли 752 тыс. отдыхающих, что вдвое больше, чем в 2023 году. Тогда этот показатель составлял более 357 тыс. человек. Однако доля иностранных туристов незначительная — менее 1%. В 2024 году на курорте отдохнули 1,5 тыс. иностранцев.
«Это преимущественно индивидуальные визиты. Групповых заездов пока не зафиксировано», — добавили на курорте.
Отмечается, что количество заинтересованных в отдыхе в Анапе иностранцев растет. В отеле «Город Мира» количество зарубежных отдыхающих выросло в 2 раза по сравнению с 2023 годом. Новый отель курорта FЮNF за неполный год принял 50 гостей из Китая, Израиля, Нигерии, Грузии, Армении, Молдовы, Азербайджана и других.
«По нашим прогнозам, по итогам текущего года наш курорт посетят около 2 тыс. зарубежных туристов. Преимущественно, к нам едут жители ближайших стран СНГ — Армения, Белоруссия, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан и др. Этому способствуют развитая маршрутная сеть и регулярные перевозки в эти страны из аэропорта Сочи», — рассказали в Miracleon.
Согласно данным Росстата, в Ростовской области количество иностранных туристов наоборот снизилось на 73%. В этот же период 2024 года регион посетили 5 378 иностранных туриста, а в 2023 году — 19 890 человек.
В отеле «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» общий гостевой поток увеличился на 19%, рассказал генеральный менеджер отеля Сергей Клименко. При этом количество иностранных туристов увеличилось на 10%. С начала 2024 года отель принял 756 иностранных туристов, что на 70 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Из общего числа посетителей 10% составляют группы, в то время как подавляющее большинство — путешественники, предпочитающие индивидуальные и бизнес поездки. Такое явление подчеркивает не только разнообразие туристических предпочтений, но и привлекательность отеля как для бизнесменов, так и для тех, кто ищет комфорт во время путешествий», — подчеркнул генеральный менеджер «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» Сергей Клименко.
При этом в 2024 году доля иностранных туристов от общего потока гостей составляет 3,7%. В прошлом году данный показатель составлял 4%. Сергей Клименко объяснил такую динамику существенным увеличением общего турпотока отеля. Прогнозируется, что до конца 2024 года процентное соотношение между российскими и иностранными туристами не изменится.
«Мы уверены, что дальнейшее развитие туристической инфраструктуры и широкий спектр услуг будут способствовать росту потока иностранных гостей», — добавил Клименко.
Что привлечет иностранцев на Юг
На курорте Miracleon низкую долю иностранных туристов связали со сложностями логистики и ограничениями полетов в Анапу и Краснодар.
«О дальнейших перспективах и значительном росте потока иностранных туристов можно будет с уверенностью говорить после открытия воздушного пространства на Юге и начале полетов в аэропорты Анапы и Краснодара, а также развития маршрутной сети аэропорта Сочи с азиатскими странами», — подчеркнули на курорте.
Отдельным фактором, который препятствует увеличению доли зарубежных туристов, на курорте выделили работу некоторых отелей только в летний сезон. Отмечается, что ситуацию изменит ввод новых отелей, реновация действующих и перевод всех отелей на круглогодичное обслуживание.
Сооснователь Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов рассказал, что на сегодняшний день процесс въездного туризма на Юге России складывается «несколько хаотично, но есть и приятные исключения». По мнению эксперта, проблему решит серьезная и системная работа: планы презентационных мероприятий по разным странам на год вперед и проведения пресс- и блогерских информационных туров по курортам, а также подготовка перечня мероприятий за рубежом.
«И, конечно же, нужна грамотная работа с отельерами Краснодарского края и Юга России на предмет их готовности к приему иностранных туристов и умению оказать услуги высокого качества», — добавил Богданов.
Отели курорта Miracleon, «Жемчужина» и «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» отмечают свою готовность к приему зарубежных гостей.
«В современных реалиях успешное функционирование гостиничного бизнеса невозможно без наличия квалифицированных кадров, способных эффективно взаимодействовать с иностранными туристами», — подчеркнул Сергей Клименко.
Так, в «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» при приеме сотрудника операционной службы особое внимание уделяется знанию иностранного языка на высоком уровне. Меню в ресторанах отеля представлено и на русском, и на английском языках. Также у гостей есть возможность смотреть телевизионные передачи на родном языке.
«Несмотря на ограничение списка действующих зарубежных платежных систем, мы успешно адаптировались к текущим изменениям. Отель не испытывает трудностей в обслуживании иностранных туристов и всегда ставит комфорт гостей в приоритет. Мы готовы предложить современные решения, которые обеспечивают бесперебойные и удобные платежи, делая пребывание наших гостей/постояльцев максимально комфортным», — добавил Сергей Клименко.
Анапский курорт Miracleon принимает на работу только персонал со знанием английского языка. Также сотрудники проходят дополнительную подготовку и тестирование. Особенно это касается отелей категорий luxury. Кроме того, существует и английская версия сайта, где система бронирования адаптирована на английский язык для удобства пользователей из-за рубежа. В номерах предусмотрено телевидение, где присутствуют трансляции на различных языках.
Как правило, в сочинскую «Жемчужину» иностранные гости приезжают в составе делегаций в рамках масштабных значимых событий. Сотрудники контактных служб отеля тоже знают иностранные языки и проходят курсы повышения квалификации.
Игроки рынка индустрии туризма и гостеприимства считают, что один из ключевых аспектов развития курортов Юга России — это развитие именно въездного туризма. В качестве ближайших перспектив по росту зарубежного турпотока на курорте Miracleon назвали MICE-туризм, то есть организацию и проведение форумов и конференций на базе отелей группы. Предполагается, что это позволит привлечь новых гостей из-за рубежа.
«Это не значит, что нужно всех российских туристов заменить на иностранцев. Однако, если у нас будет хотя бы 4-5% туристов из-за рубежа, это очень хорошо скажется на развитии наших курортов — вырастет и уровень сервиса, и привлекательность наших предложений, увеличится и доходность отелей, а также отчисления в бюджеты всех уровней», — резюмировал Богданов.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов