ProВузы, 18 сен 2023, 18:35

У молодежи не в тренде: вузы Юга ищут пути популяризации науки

Читать в полной версии
Фото: ЮФУ

По данным ЮФУ, менее 20% студентов планируют связать свою жизнь с наукой. По мнению экспертов, низкая вовлеченность молодежи говорит о проблемах популяризации образа ученого в медиапространстве. Сложности усугубляются неумением большинства вузов работать со СМИ.

Интерес к научным исследованиям остается значительно выше у людей старшего поколения, при этом незаинтересованность в разработках среди студентов грозит кадровыми проблемами в научной сфере в будущем. Об этом рассказали представители вузов в ходе панельной дискуссии на XIV Фестивале науки Юга России.

Как рассказала руководитель Центра общественных коммуникаций Южного Федерального Университета Дарья Ковалевская, согласно последним исследованиям, только 9% молодежи отмечают науку как желаемую сферу деятельности в будущем, при этом 72% опрошенных молодых людей до 20 лет считает, что российская наука отстает в развитии.

Схожие данные представила и доцент кафедры «Технология машиностроения» Волгоградского государственного технического университета Мария Полянчикова.

«Конечно, нам хочется, чтобы научной деятельностью занимались 50-60% сотрудников, особенно среди молодых людей и студентов. Пока с учетом того, что у нас 12 тыс. студентов, научной деятельностью занимаются порядка 16%. Очень мало людей из тех, кто стремится в науку. Есть те, которые просто стесняются. Сейчас наша основная задача раскрытие потенциала молодых людей. Есть ребята, которые имеют публикации, но не заявляются, не попадают в статистику и дальше не растут в этом направлении», — рассказала Полянчикова.

По мнению Дарьи Ковалевской, низкая вовлеченность студентов в научную деятельность связана с недостаточной популярностью образа молодого ученого в широкой среде. По ее словам это общероссийская проблема, решением которой сегодня занимаются не только южнороссийские вузы.

«Задачей нашего Центра общественных коммуникаций ЮФУ является формирование привлекательного образа ученого у молодежи, поддержка в молодежной среде престижности знаний фундаментальной науки, трансформация сложных научных данных в доступный формат и организация эффективного научного просвещения», — отметила Ковалевская.

Она также добавила, что для этих целей ЮФУ поддерживает крупные научно-популярные проекты, размещает информацию о разработках в научные агрегаторы, записывает научно-популярные видеолекции и подкасты.

«Мы активно популяризируем науку за счет экспертных комментариев наших ученых. ЮФУ делает более тысячи научных публикаций в год и старается взаимодействовать со СМИ», — рассказала Ковалевская.

Вместе с тем, как отметила генеральный директор РБК Юг и Северный Кавказ Людмила Борщева, проблема популяризации науки лежит гораздо глубже. Основным препятствием является с одной стороны сложность во взаимодействии со СМИ и с другой — недостаток профильных журналистов, специализирующихся на теме науки и высшего образования.

«Проблема в том, что сегодня в СМИ мало профильных журналистов, специализирующихся по научной тематике, которые понимают, о чем и как должны быть написаны материалы. Эта тематика, я не говорю о мероприятиях, которые проводятся в ВУЗах, о результатах приемных кампаний, я говорю о исследованиях и разработках ученых, является одной из самых сложных. С другой стороны научному сообществу также достаточно непросто «перестроиться» и научиться говорить просто и понятно о сложных научных открытиях и исследованиях. Нам потребуется пройти непростой путь — научить журналистов понимать ученых, а им самим доносить понятным и доступным языком важную и интересную информацию о том, что они делают», — поделилась своей точкой зрения Борщева.

Она также добавила, что для решения этого вопроса вузам необходимо искать новые точки соприкосновения и генерировать поводы для публикаций. Кроме того, научному сообществу необходимо научиться слушать журналистов и воспринимать представителей СМИ как профессионалов своего дела.

Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо