На Дону количество алкомаркетов сократилось на четверть за шесть лет
В Ростовской области количество алкомаркетов к маю 2024 года сократилось на 24,64% в сравнении с маем 2018 года и составило 630 заведений. Об этом РБК Ростов сообщили в пресс-службе «Контур.Фокус».
Бары в регионе также показали сокращение. С 2018 года их количество уменьшилось с 390 до 319 к маю 2024 года (-18,21%).
В соседнем Краснодарском крае количество баров к маю 2024 года сократилось на 17,95% в сравнении с показателями мая 2018 года и составило 567 заведений. Алкомаркеты в регионе также показали сокращение. С 2018 года их количество уменьшилось с 1176 до 1012 к маю 2024 года (-13,95%).
Число алкомаркетов и баров с 2018 по 2024 год постепенно сокращалось практически во всех регионах исследования (Волгоградская, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, а также Краснодарский, Красноярский и Пермский края). Сегмент алкомаркетов сократился в регионах на 13-51%.
По доле закрытий алкомаркетов лидирует Красноярский край — там число таких магазинов снизилось на 51%. Всего в регионе на май текущего года действуют 435 алкомаркетов — в 2018 было 888. Второе место делят Кемеровская и Тюменская области — там закрылось по 48% алкомаркетов. Замыкает тройку Челябинская область с долей закрытий более 36% — на май 2024 года в регионе действуют 542 алкомаркета, шесть лет назад их было 856.
Бары закрывались в меньшем количестве — однако этот сегмент также уменьшился во всех регионах исследования. Лишь в Новосибирской области их количество выросло более чем на 2%.
По доле закрытых баров лидирует Кемеровская область — за шесть лет в регионе ликвидировали более 32% заведений. На втором месте Волгоградская область, где закрылось 28% баров. Замыкает тройку Красноярский край — там за шесть лет баров стало меньше на 26%.
«Состояние рынка алкомаркетов и баров зависит от нескольких факторов. Во-первых, для алкомаркетов характерна консолидация — крупные игроки рынка забирают долю небольших магазинов, которые не в силах конкурировать с сетевым продуктовым ритейлом», — прокомментировал эксперт «Контур.Фокуса» по экономической безопасности бизнеса Антон Яковлев.
Также на их численность повлияли ужесточенные требования контролирующих органов.
«Развиваются системы маркировки, меняются правила отчетности — например, в июне ужесточились требования к учету алкоголя в рознице и общепите. Чтобы законно продавать спиртное, бизнес вынужден нести дополнительных расходы: оборудование, лицензии, обучение персонала, системы товароучета. Часто маленькие игроки рынка не могут себе этого позволить», — сказал Яковлев.
Еще одним фактором эксперт назвал возраст организаций. Молодые компании редко начинают торговать спиртным с момента основания и специализируются, например, на товарах повседневного спроса.
Как сообщал РБК Ростов, 30 мая 2024 года департамент потребительского рынка Ростовской области вынес на публичное обсуждение проект регионального закона, который устанавливает дополнительные ограничения при продаже алкоголя в заведениях общепита, расположенных в многоквартирных домах и прилегающих к ним территориях.
В пояснительной записке к проекту указывалось, что для Ростовской области «актуален вопрос незаконной деятельности торговых объектов, которые под видом оказания услуг общественного питания фактически осуществляют круглосуточную розничную продажу алкогольной продукции (так называемый «псевдообщепит»)». В связи с этим предлагалось приравнять «псевдообщепиты» к обычным торговым объектам.