Итоги 2024 года, 28 дек, 08:15

Юг продлил высокий сезон: ключевые итоги года в туристической сфере

В 2024 году росту турпотока в ЮФО и СКФО способствовала хорошая погода и автотуризм. Курорты и отели на фоне повышения спроса проводят реновации и планируют новые проекты, узнал РБК Краснодар
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

В 2024 году внутренний турпоток в России может вырасти на 8% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, а количество турпоездок достигнет 88 млн поездок. Такой прогноз в конце декабря 2024 года дала Ассоциация туроператоров России (АТОР).

«Внутренний туризм поступательно развивается, ожидаем по итогам года прирост турпоездок в сравнении с 2023 годом на 8-10%. Возможно, будет преодолен психологический рубеж в 100 млн поездок по России», — прокомментировал РБК Краснодар глава туристического агентства «Дельфин» Сергей Ромашкин.

В АТОР отметили, что по данным агрегаторов, лидером по объему продаж туров в 2024 году стал Краснодарский край (48% всех проданных туров). Также в пятерку лидеров вошли территория Кавказских минеральных вод (11% от всех туров), Москва и Подмосковье (8,5%), Санкт-Петербург (7,5%), а также Крым (6,5% от общего объема проданных туров).

Туроператоры и отельеры отмечают, что одним из основных драйверов роста турпотока на Юг в этом году стал длительный сезон, которому способствовала хорошая погода весной и осенью, а также развитие автотуризма.

Турпоток расширился

Как сообщили РБК Краснодар в пресс-службе туроператора FUN&SUN, объем бронирований туров на юг России по итогам 2024 года вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по Крыму рост составил 35%.

«Сезон прошел хорошо. Видим, что туристический сезон удлиняется. Растет спрос на санаторно-курортные услуги, оздоровительный туризм, популярностью пользуются гастрономические маршруты, посещение винодельческих и фермерских хозяйств, где туристов угощают сырами, улитками, мидиями», — прокомментировали в компании.

Ключевым направлением путешествий на Юг остается Краснодарский край. В пресс-службе национального туроператора «Алеан» рассказали, что в пик сезона, летом, число бронирований на курорты Кубани выросло на 8,9% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.

«От общего объема бронирований пляжных туров в России в 2024 году доля Сочи — 33%, Анапы — 25%, Геленджика и Туапсе — 12% (21% приходится на Абхазию, 7% — на Крым, 2% — нечерноморские направления — Каспийское море, Азовское море и др.», — также отметили в компании.

Также в «Алеан» отметили, что позитивная динамика наметилась и на Азовском побережье Краснодарского края. Рост спроса на курорты Приазовья составил 25%. При этом, цены на размещение на курортах Приазовья, в среднем на 15-20% ниже, чем на Черноморском побережье.

«Направлением активно интересовались семейные туристы, путешествующие на автомобилях и нацеленные на отдых по демократичной цене. На курортах Азовского побережья располагаются преимущественно турбазы, гостевые дома, отели бюджетного ценового сегмента», — отметили в пресс-службе компании.

Самыми популярными направлениями на Черноморском побережье по-прежнему остались Сочи, Анапа и Геленджик, отметил Сергей Ромашкин.

«Спрос на Сочи и Адлер остался на уровне 2023 годом. Связываем это с особенностями логистики: цены на авиабилеты в Сочи были высоки, а «автомобильные» туристы обеспечившие рост прибытий на севере края, до Сочи просто не доехали», — резюмировал Сергей Ромашкин.

Курорты подсчитали туристов

Рост турпотока отмечают и на самих курортах. Так, Группа «Мантера», в управлении которой находится ряд крупных туристических локаций, заявила о том, что за 11 месяцев 2024 года их курорты посетили почти 7 млн туристов. Самые высокие показатели продемонстрировали объекты тематического парка развлечений «Сочи Парк» (2,2 млн), курорт «Красная Поляна» (1,4 млн), «Сочи Парк Отель» (1,3 млн). Курорт «Архыз» в Карачаево-Черкесии планирует в этом году принять 1 млн гостей.

«Спрос на внутренний туризм продолжает расти: путешествия стали неотъемлемой частью жизни россиян, а участники туристического рынка начали понимать, что наш главный продукт — это эмоции и впечатления. Сегодня индустрия гостеприимства дарит людям возможность не просто отдохнуть, но пережить новый, интересный опыт», — прокомментировал генеральный директор Группы «Мантера» Вадим Трукшин.

О росте турпотока сообщили и в других компаниях. Так, курорт «Роза Хутор» в горном кластере Сочи в этом году рассчитывает принять 2 млн туристов по итогам 2024 года. А курорт «Мрия» в Крыму посетили более 55 тыс. гостей, что на четверть выше уровня прошлого года. Сеть отелей Отели Alean Collection (объекты располагаются в Сочи, Анапе, Геленджике) сообщила о том, что приняла 170 тыс. гостей, что на 7% больше, чем в 2023 году.

Цены подтянулись за туристами

По словам Сергея Ромашкина, в целом в России в этом году отмечается значительный рост цен на туристические услуги, отели и транспорт.

«Думаю, в отелях рост цен составил 13-20%, в зависимости от региона. Авиаперевозки подорожали на 20-25%, железнодорожные билеты — на 12-15%. Однако, спрос на отели остался высоким, а основным транспортом для наших туристов в этом году стал автомобиль», — рассказал Ромашкин.

По данным президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, рост цен на размещение в гостиницах в 2024 году составил 19,8% (в среднем — 8,4 тыс. руб.). Наибольшая динамика наблюдается в высоком сегменте пятизвездочных отелей.

«Рост цен, в первую очередь, связан с общими инфляционными изменениями. В составе гостиничных услуг много компонентов, которые повлияли на этот показатель — это и стоимость труда сотрудников, и коммунальные услуги и др.», — пояснил Уманский в интервью РБК ТВ Юг.

Как пояснил председатель комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев в интервью РБК ТВ Юг, рост цен на размещения обусловлен повышенным спросом со стороны туристов.

«Нужно потерпеть несколько лет, потому что у нас активно строятся новые гостиницы. Я надеюсь, что с увеличением предложения спрос, как обычно в экономике, сбалансируется, а цена понизится», — отметил Тарбаев.

Вино, авто и гастрономия в длинный сезон

Один из факторов, позволивший индустрии принять больше гостей, — это более продолжительный теплый сезон. Так, по данным туроператора «Алеан», в этом году наблюдался рост спроса на черноморские курорты в бархатный сезон (с сентября до середины октября), обусловленный осенним снижением цен и аномально теплой погодой.

«Относительно сентября-октября 2023 года прирост бронирований анапских отелей в этот период составил плюс 12%, по Сочи было сделано на 9% больше бронирований, а по Геленджику на 7%», — отметили в компании.

В турагентстве также отметили рост числа автотуристов на южных курортах в связи с подорожанием транспортной составляющей тура на 35-40%.

В Группе «Мантера» отмечают растущий интерес к гастро- и энотуризму. Также растет популярность SPA и wellness-программ, санаторных услуг, программ цифрового детокса. «Поиск необычных впечатлений стал причиной появления еще одного тренда — астротуризма, или путешествий с целью наблюдения за звездами, планетами и астрономическими явлениями. В августе этого года на курорте «Архыз» прошел фестиваль «Под звездами», в рамках которого гости могли наблюдать метеорный поток Персеиды. Популярности «Архыза» как космического курорта способствует и находящаяся около курорта Специальная астрофизическая обсерватория РАН», — рассказали в пресс-службе группы компании.

Но сохранился спрос и на традиционные виды отдыха. Так, в пределах 20% повысился интерес к отелям Кубани и Крыма, работающим по системе «все включено» и «ультра все включено», сообщили РБК Краснодар в пресс-службе оператора «Алеан».

Турналог как плата за успех

Важным событием для туротрасли в 2024 году стало принятие закона о туристическом налоге. Согласно новым поправкам в налоговый кодекс, принятым в июле 2024 года, с января 2025 года дополнительный сбор за размещение туристов в муниципальный бюджет территорий будут выплачивать отели и гостиницы, оказывающие услуги по размещению.

До 2025 года в России продолжит действовать механизм курортного сбора. Муниципальные власти смогут самостоятельно определять необходимость введения туристического налога и его размеры. Ставка налога постепенно будет расти, начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по одному проценту в год до 2029 года.

О введении туристического налога в Краснодарском крае уже сообщили администрации Сочи, Краснодара, Новороссийск, Туапсинский муниципальный округ, Горячий Ключ и Анапа.

В СКФО о введении турналога сообщили власти Дербента в Дагестане, Владикавказа в Северной Осетии, курортов Домбай и Теберда в Карачаево-Черкесии, а также 25 округов Ставрополья. Однако часть представителей индустрии считают, что законопроект о туристическом налоге нуждается в доработке.

«Это сбор, который оплачивают предприятия, которые и без того ведут легальную деятельность и являются основными налогоплательщиками в отрасли. При этом, всевозможные альтернативные средства размещения — гостевые дома, квартиры, апартаменты — не входят в число объектов, к которым предъявляют такие требования. И сейчас по-прежнему непонятно, как обеспечить собираемость налогов с таких форм», — отметил Илья Уманский в интервью РБК ТВ Юг.

Реновация, человекоцентричность, новые вершины

Растущий турпоток стимулирует отельеров развивать инфраструктуру и проводить реновации. Как рассказал РБК Краснодар генеральный менеджер отелей Golden Tulip Rosa Khutor и Tulip Inn Rosa Khutor Владимир Шуванов, реновация особенно актуальна для территории Сочи, где значительная часть средств размещения была построена к Олимпиаде 2014 года. Обновление отелей положительно влияет на рентабельность объектов.

«По нашему опыту, обновленный номер можно продавать на 10-20% дороже. Но дело не только в продаже конкретного номера. При своевременной реновации отель будет привлекать более дорогие мероприятия. Несомненно, сегодня гость уже не просто хочет комфортную кровать и удобное освещение. Гостю нужны впечатления. И недаром отели и рестораны называют индустрией впечатлений. Мы должны дарить гостю эмоции. Поэтому мы перед новым сезоном обновляем 20% всего номерного фонда», — пояснил Шуванов.

Реновация в 2024 году стала важной частью развития для крымского курорта Mriya Resort & SPA. В этом году курорт отметил 10-летний юбилей, и к важной дате была проведена частичная реновация номеров.

«Сейчас Mriya Resort & SPA ориентируется на человекоцентричность. Все наши сервисы формируются вокруг гостей и сотрудников курорта, а внимание фокусируется на каждом человеке в отдельности», — отметили в пресс-службе курорта.

Рушан Сабиров отметил, что в этом году «Роза Хутор» провела реновацию смотровой площадки Роза Пик на высоте 2,3 тыс. м над уровнем моря.

«В сентябре мы завершили реновацию, и надеемся, что гости по достоинству оценят ее красоту и удобство. В будущем мы планируем создать здесь дополнительные точки притяжения с помощью малых архитектурных форм, креативных и интерактивных, что всегда привлекает туристов», — резюмировал Сабиров.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist