Журнал РБК+Кавказ, 03 янв, 10:45

Тебиева: Современное искусство на Кавказе — неотъемлемая часть культуры

Директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства, руководитель симпозиума «Аланика» Галина Тебиева в интервью рассказала об интеграции современного искусства в музейное пространство СКФО
Читать в полной версии
Фото: личный архив Галины Тебиевой

Философия фестиваля

— Северный Кавказ — очень традиционный макрорегион. В каком виде сюда проникает современное искусство, как оно здесь развивается?

— Нам часто задают вопрос: «нужно ли Кавказу современное искусство?» Кавказ — часть современного мира, и для него современное искусство — такая же неотъемлемая составляющая культурного процесса, как и для любой другой территории.

Задача нашей институции — укоренение современного искусства на территории Северного Кавказа. Но, несомненно, здесь этот процесс имеет свои особенности, связанные в первую очередь с достаточно пестрым с точки зрения разнообразия культур, религий, ментальности, пространством и разными, не всегда простыми взаимоотношениями между ними.

Здесь я бы хотела процитировать Александра Дашевского, санкт-петербургского художника, неоднократного участника фестиваля и куратора «Аланики» 2024 года.

«…Современное искусство — это бесконечный тренинг на терпимость… На Кавказе, где этнические и религиозные демаркационные линии проведены особенно резко, любое историческое движение связано с болезненными трениями… Современное искусство, призывая к диалогу, к восприятию другого без национальной и религиозной призмы, важно здесь не с эстетической, а с этической точки зрения».

В то же время мы понимаем и ценим традицию как часть культурного наследия, обладающего великой цивилизационной ценностью, но также считаем важным интеграцию его в современную культуру.

— Международный фестиваль современного искусства «Аланика» прошел уже в 16-й раз, но только в этом году он стал межрегиональным. Как изменилась миссия фестиваля?

— Международный фестиваль современного искусства «Аланика» — самый значимый и резонансный проект в области современного визуального искусства на Северном Кавказе. Проводится с 2007 года. С самого начала он носил межрегиональный характер: в каждом фестивале принимали участие местные художники. Фестиваль проходил на территории Республики Северная Осетия — Алания. В 2023 году мероприятие впервые вышло за пределы региона.

Сегодня миссия фестиваля состоит в том, чтобы актуализировать культурное наследие региона средствами современного искусства, в интеграции современного искусства в традиционный музейный контекст.

Музей и художник

— Как проходил отбор музеев, которые участвовали в фестивале в текущем году? На какие уникальные характеристики вы обращаете внимание?

— Сейчас мы проводим исследование, ведем переговоры, делаем анализ существующей базы музеев Северного Кавказа. Почти все невероятно интересные, но, конечно, мы учитываем готовность сотрудников музея к переменам и к экспериментам.

Далее нас ждет большая и интересная работа. После определения восьмерки музеев предстоит кураторский тур. Совместно с представителями музеев будут отобраны наиболее интересные и важные темы для каждого из них, будут подготовлены кураторские тесты.

Впереди — проведение конкурса среди художников на лучшую идею проекта в музее. По итогам конкурса будут сформированы восемь пар «музей-художник», которые и станут участниками следующей «Аланики».

— Какие итоги фестиваля в 2023 году вы можете подвести? Удалось ли достичь поставленных целей?

Основной итог — внимание зрителей, увеличение посетителей музеев и посетителей сайта фестиваля. Музеи стали более видимыми не только на территории своего региона, но и за его пределами.

Этот и другие материалы можно прочитать в свежем номере РБК+Кавказ.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам