Ростов-на-Дону, 05 мая 2023, 08:00

Яна Куринова: «Креативные индустрии Дона нуждаются в ювелирной поддержке»

Директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Яна Куринова рассказала РБК ТВ Юг на площадке отеля Гранд Ростов Хаятт Ридженси, как изменились потребности бизнеса, и чем отличается Центр истин
Читать в полной версии
Фото: Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства

— В марте на базе Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства открылся Центр истинных ценностей. Чем отличается эта площадка от уже действующих «Точек кипения» и центров «Мой бизнес»? Какую задачу они не закрывали, а новый центр призван её решить?

— Прежде всего, важно отметить, что Центр истинных ценностей — это пространство, ориентированное на особую аудиторию, в основе деятельности которой творчество и интеллект. Именно это и объединяет креативные индустрии с инновациями. Как определяет наш учредитель — Министерство экономического развития Ростовской области — в основе деятельности Центра истинных ценностей шесть основных парадигм: инновации, наука, технология, креатив, творчество и духовность. Служить развитию в нашем регионе этих направлений и призвана эта площадка.

Мы заметили, что в прошлом году среди клиентов центров «Мой бизнес» было более 12% носителей таких креативных инновационных проектов. И нам важно правильно и своевременно оказать комплексную, я бы сказала, ювелирную поддержку каждому проекту. Творческие люди отличаются тем, что они умеют что-то придумывать и создавать. К ним приходит муза, а как это продать, как предложить себя рынку, где найти инвесторов, они знают не всегда. Именно для решения таких задач была создана эта площадка.

Помимо активной поддержки Центр истинных ценностей должен стать точкой притяжения креативных проектов и людей, которые могут самостоятельно создавать коллаборации, объединяться, запускать свои мероприятия, продукты и события. Пространства Центра со всем необходимым набором оборудования идеально подходят для подобных историй, а команда сотрудников площадки, в свою очередь, организационно и координационно может в этом помочь.

— На открытии, губернатор Василий Голубев также упомянул, что одно из направлений Центра истинных ценностей — это функция акселератора для научных и креативных индустрий. Как будет осуществляться отбор таких проектов, и кто вам интересен в первую очередь?

— На сегодня мы готовы поддерживать всех, кто обратится за поддержкой. Главный критерий — сформированный запрос. К примеру, продвижение своего продукта. В том случае, если нет сформированного запроса, а есть только идея, компетенция, которой обладает человек, мы проводим мозговой штурм и предлагаем варианты упаковки, презентации и продвижения продукта.

В целом, есть два варианта сотрудничества с Центром истинных ценностей. Первый — участие в обучающих акселерационных программах. Благодаря содействию Правительства региона такое обучение бесплатно для участников. Второй вариант — резидентство. Разработана балльная система, согласно которой резидент может на некоммерческой основе использовать возможности Центра истинных ценностей, но при этом он должен быть готов делиться своим творческим потенциалом, своими научными знаниями с широким кругом тех, кто к нам приходит.

— Чем может быть полезна резиденту площадка Центра истинных ценностей?

Если говорить про стены, то здесь располагается собственный медиацентр со съёмочной площадкой с передовым видеооборудованием, студией звукозаписи и прямых эфиров, а также фотостудией. Востребованы конференцзал вместимостью 150 человек, выставочный павильон и коворкинг. Отдельно стоит сказать про высокотехнологичное оборудование — фрезерно-гравировальный и лазерный станки, 3D-сканеры и 3D-принтеры разного формата, рабочие станции для 3D-моделирования и другое.

— А как будет осуществляться продюсерская функция, о который вы сейчас упомянули?

— Продюсерская функция как раз направлена на то, чтобы растить проекты, давать возможность им для развития. Это и работа с индивидуальными наставниками, и работа с конкретным запросом. Самое важное, чтобы приходя в центр, предприниматель понимал, что он от нас ждёт. Креативные предприниматели донского края ждут коллаборации, этот вопрос полностью закрывает Центр истинных ценностей, но часто встает запрос о возможности для самопродвижения.

— Заложен ли отдельный объём финансирования на деятельность Центра истинных ценностей? Существуют ли какие-либо целевые показатели, к которым вы стремитесь, может быть, уже даже по итогам этого года?

— Финансирование заложено в региональном бюджете. За это огромная благодарность губернатору Ростовской области, всему экономическому блоку правительства, которые позволили из идеи о поддержке креативных индустрий создать целый центр, где стыкуются инновации, технологии и креатив. На этот год в региональном бюджете заложена сумма 7,9 млн рублей. Они будут направлены на содержание Центра креативных индустрий, в том числе и на закупку необходимого технологического оборудования.

Что касается задач. Есть задача на бумаге, целевой показатель — это тысяча обученных на площадке Центра. Но, конечно, мы сами себе и команде ставим более амбициозные задачи. Мы должны вырастить проекты, которые действительно будут нести в себе уникальный код Ростовской области и рассказывать о нашем потрясающем донском крае далеко за его пределами. Есть и глобальные экономические задачи, они определены в концепции развития креативных индустрий в масштабах страны. Федеральная задача нацелена на то, чтобы вклад креативных индустрий в ВРП страны был более 6%, а занятость в этом секторе экономики, который, я думаю, справедливо называют новой нефтью, достигал 15%.

Ростовская область издревле славится предприимчивостью и талантами ещё донских купцов, нестандартными подходами к делу. И здесь важно понимать, что такое креативная индустрия. Диапазон проектов, в основе которых заложен интеллект и творчество очень широкий — это более 40 видов деятельности, которые включают в себя ИТ-предпринимательство, а также деятельность от туризма до гастробизнеса, которыми также знаменита Ростовская область.

— Одним из актуальных направлений, которым интересуются представители креативных индустрий является защита авторских прав. Ваши специалисты будут оказывать помощь в правовом поле в этом отношении?

- Да, действительно, мы чувствуем такой запрос. Очень важно для креативного бизнеса четко понимать, как себя защитить уже на старте работы. Здесь можно говорить о патенте, или о закреплении коммерческой тайны с каждым сотрудником в трудовом договоре. Специалисты центра «Мой бизнес» готовы консультировать в этом направлении. Второй офис центра «Мой бизнес» в Ростове-на-Дону создан как раз-таки на базе Центра истинных ценностей.

В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» с 2019 года у центров «Мой бизнес» есть большой опыт работы в части интеллектуальной собственности. Так, донским производителям наши специалисты помогают получать необходимую разрешительную документацию, сертификаты, декларации на производимые товары.

— Если говорить в целом о деятельности Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства по итогам прошлого года мы видим существенный рост объема выдачи займов для малого и среднего бизнеса — порядка 30%. Чем вы можете объяснить такой рост в непростое экономическое время? И прослеживаются ли тенденции роста в этом году?

— Да, действительно, в прошлом году было выдано более 1,5 млрд рублей микрозаймов донскому бизнесу, профинансировано 646 донских компаний. Это льготные микрофинансовые продукты суммой до 5 млн рублей, сроком до 3 лет и ставкой от 1% годовых.

Востребованность, как вы абсолютно справедливо сказали, в непростое для бизнеса время определяется, прежде всего, льготными ставками. Все это стало возможно благодаря ежегодным решениям губернатора о докапитализации Агентства. Нам ставилась задача поддерживать бизнес в непростые моменты доступными ресурсами. Например, когда в феврале прошлого года ключевая ставка Центрального банка была 20%, бизнес продолжал привлекать заемные средства агентства со ставкой 10%.

На сегодня, если говорить о микрофинансовом портфеле, треть получателей услуг льготных ресурсов — это донские производители и агропромышленный сектор. Для нас это очень ценно. В этом году нашим учредителем — министерством экономического развития — было инициировано снижение ставок по микрофинансовым продуктам. Для донских производителей доступна ставка 5% годовых. А в целом в линейке продуктов Агентства 8 предложений со ставками от 1% до 9% годовых.

Деньги привлекаются как на пополнение оборотных средств, так и на инвестиционные цели, а также на рефинансирование кредитов, полученных ранее в других кредитных учреждениях по более высоким ставкам. На сегодня выдано уже более 500 млн рублей более двумстам предпринимателям.

— Приходилось ли вводить какие-то новые инструменты в ответ на те события, которые были в 2022 году?

— Да, прежде всего они связаны с запросом бизнеса на квалифицированные кадры. Мы постоянно осуществляем выезды в муниципальные образования и лично общаемся с директорами донских компаний. В основном, на каждом предприятии мы слышим о нехватке квалифицированных кадров, о необходимости их привлечения. По этой причине в прошлом году для бизнеса была запущена бесплатная услуга: доступ на 3 месяца к базе вакансий крупного федерального ресурса. В этом году такая услуга также доступна, потому что предприниматели подтвердили её востребованность.

— Как вы уже упомянули, довольно много представителей креативных направлений задействованы в легкой промышленности. Многие из них выбирают для работы маркетплейсы, есть ли у вас какие-то направления по взаимодействию с ними?

— Поддержка легкой промышленности для нас важное направление работы. Большинство стартапов, которые в прошлом году были запущены с помощью центров «Мой бизнес», как раз-таки из этой сферы. Хотя отмечу, что не все предприниматели в сфере легкой промышленности выбирают для себя в качестве канала продвижения сбыта электронные торговые площадки, но мы определенно видим повышенный спрос на услуги в этом направлении.

Мы знаем, что в Ростовской области в 2019 году доля электронной торговли в общем объеме составляла чуть более 2%, на конец прошлого года это более 10%. Стремительный рост. В 2021 году по поручению губернатора на базе центра «Мой бизнес» было открыто единое окно по выходу на маркетплейсы. В данный момент реализуется бесплатная обучающая программа по работе на электронных торговых платформах.

Также действуют бесплатные комплексные услуги: мы консультируем, подбираем маркетплейс для конкретной ниши, помогаем на нём зарегистрироваться и также оказываем маркетинговую поддержку в части формирования правильного оформления карточек товаров — это бесплатные фотосессии, видеоролики, которые в дальнейшем предприниматели используют для продвижения. И вот на днях была запущена новая бесплатная комплексная услуга в части логистики — предпринимателю дается возможность сэкономить до 70 тысяч рублей на упаковке и доставке товара до маркетплейса.

— Как менялась отраслевая структура бизнеса, который обращается к вам?

— Если сравнивать 2022 и 2021 годы, мы видим небольшой, но рост производственных компаний и заемщиков из сферы агропромышленного комплекса. Ростовскому региональному агентству поддержки предпринимательства в этом году будет 25 лет. И если проследить динамику, можно отметить, что до 2017 года превалирующей отраслью в объёме микрофинансового портфеля была торговля. Сегодня, благодаря планомерной политике министерства экономического развития донского региона, лидирует производственная сфера. На втором месте в портфеле по-прежнему остаётся торговая деятельность, третье место — преимущественно перевозки, а также общепит и различные виды услуг.

Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя