Ростов-на-Дону, 06 апр 2022, 17:14

Зоя Карева: о наставничестве, детдомах и помощи детям в сложной ситуации

В Ростовской области стартовала программа индивидуального наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры». Координатор по открытию региональных отделений Зоя Карева рассказала о том, как будет строиться работа
Читать в полной версии

Организация «Старшие Братья Старшие Сёстры» работает в России 18 лет. Организация была создана по инициативе педагогов, искавших эффективные формы поддержки детей. Мы занимаемся формированием пар, которые состоят из детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и их наставников, старших товарищей. С 2003 года нами было создано более 2 тысяч таких пар.

О финансах

— Почему именно Ростов был выбран для развития программы наставничества на Юге России?

— Для того, чтобы мы начали работать в каком-то регионе, должны сойтись три фактора: наличие детей, которым нужна помощь, наличие взрослых, которые могли бы стать наставниками и наличие финансовой поддержки в регионе. В Ростове все эти факторы сошлись. Кроме того, в Ростовской области есть ряд благотворителей, которые готовы поддержать наш проект.

— За счет чего вообще существует организация? Во сколько обходится работа одного отделения?

— В первую очередь это пожертвования. Нам регулярно переводят средства и обычные люди, и компании. Кроме того, у нас очень развито грантовое направление, мы подаем заявки на различные конкурсы и зачастую выигрываем, получаем средства. Так, в том числе благодаря гранту благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», мы открыли ростовское отделение нашей программы «Старшие Братья Старшие Сестры».

Работа одного отделения в год обходится примерно в 2 млн рублей. Бюджет мы закладываем сразу и сразу же должны понимать, где мы возьмем эти деньги. Мы не будем открывать отделение, если у нас нет гарантии того, что год оно точно проработает, нельзя открыться, а через полгода понять, что денег нет.

Работа одной пары наставник-ребенок обходится в 5 тыс. в месяц, то есть, 60 тыс. в год. Сюда входит привлечение волонтеров, подготовка наставника, его обучение, а также сопровождение пары весь период проекта.

О наставниках

— Наставник обязательно должен быть обеспеченным?

— Вовсе нет. В первую очередь наставник должен быть психологически зрелым. Общаться с трудным ребенком непросто, у наставника обязательно должен быть внутренний ресурс. И чтобы быть наставником, нужно, чтобы все твои базовые потребности были закрыты. Когда человек думает о том, как прокормить семью, ему не до помощи другим. Среди наших наставников есть и бизнесмены и обычные студенты. Всех их объединяет желание помогать детям и готовность уделять этому время. Это главные критерии.

— Как формируются пары «ребенок-наставник»?

Пары подбирает и формирует только куратор. Ни детям, ни наставникам не дают право выбирать конкретных людей, но учитывают их пожелания в целом. Детей, которые хотят стать частью пары, конечно, всегда больше, чем наставников. У нас есть своеобразный лист ожидания.

— На что вы обращаете внимание в первую очередь при формировании пар?

— Существует ряд основных принципов, на которые мы обращаем внимание. Основный — безопасность. Это, безусловно, вопросы безопасного поведения с детьми на улице, в транспорте. Отдельно о безопасности мы говорим при составлении пары. Например, мужчина-наставник в нашей программе не может быть в паре с девочкой. В случае разнополой пары, разница в возрасте должна быть не менее 10 лет.

Второй принцип — регулярное очное общение наставника и ребенка. В Москве пары общаются раз в неделю, в регионах не реже раза в две недели. При этом мы ориентируем наставника на то, что он берет обязательство быть участником программы не менее одного года. Далее, если и «Старший», и «Младший» готовы, они продолжают общение. Так, в среднем одна пара существует примерно три года, но бывают случаи, когда дружба продолжается и шесть, и девять лет.

Еще один момент, которому мы уделяем внимание — общение ребенка и наставника должно быть целенаправленным. Оно должно помочь решить конкретную задачу, раскрыть потенциал ребенка. Подбирая пару, мы учитываем то, чем именно наставник будет наиболее полезен конкретному ребенку.

Кроме прочего, важным принципом нашей работы является профессиональное сопровождение, куратор-психолог есть у каждой пары. Специалист наблюдает за развитием отношений наставника и ребенка, ведет документацию, заполняет отчеты. По нашему опыту, без профессионального сопровождения большинство пар бы просто закрывались.

— Как часто приходится отказывать тем, кто хочет стать наставником?

— В среднем из десять заявок остаются один-два человека. Это связано в том числе и с тем, что отбор наставника — это серьезная, длительная процедура. Кандидат сначала заполняет анкету, потом с ним связывается куратор, проводятся собеседования, ряд психологических тестов, очный тренинг. В процессе этого кто-то уходит сам, кому-то отказываем мы.

В международных стандартах программы есть пункт о том, что куратор при отборе наставника может полагаться и на собственную интуицию. Именно потому, что речь идет о безопасности детей, мы не смущаемся и отказываем, если у нас возникли какие-то даже минимальные сомнения.

О детях

— С какими детьми в первую очередь работают «Старшие Братья Старшие Сестры»?

— Мы выбираем детей, которым нужна поддержка старшего наставника. Это могут быть и дети из детских домов, из приемных семей, и просто дети в трудной жизненной ситуации, вариаций которых может быть великое множество. Также мы готовы принимать в программу детей с ограниченными возможностями здоровья. В Ростове мы планируем первое время работать с парой детских домов и детьми, которые живут в семьях, но имеют определенные сложности.

Огромное количество детей, живущих в семьях, находятся на самом деле в трудной жизненной ситуации, и здесь наша задача — не дать им попасть в детский дом. Таким образом, через программу индивидуального наставничеств мы способствуем решению проблемы социального сиротства в России. Подбираем волонтеров-наставников и готовим их для регулярного общения с конкретным ребенком из учреждения или семьи для его социализации и поддержки развития.

У нас есть запрос от детского приюта (СРЦ) из Сальска. И это очень ценно — администрация учреждения, понимая ту пользу, которую программа профессионально организованного индивидуального наставничества может принести для их подопечных, сама вышла с инициативой.

Конечно, мы откликнулись и сейчас несмотря на то, что в Сальске очень сложно найти наставников, не исключаем вариант включения учреждения в программу. Как известно, волонтерство — это деятельность, которая осуществляется добровольно на благо людям, без расчета на денежное вознаграждение. А население города Сальска не превышает 60 тыс. человек, крупных предприятий почти нет, и основные базовые потребности большинства горожан не закрыты, к сожалению.

— В том случае, когда ребенок живет в детском доме, он и так все время находится в коллективе, общается. Для чего ему наставник?

— Основная функция наставника — показывать другую жизнь, существующую за стенами детдома. Фактически наставник будет первым взрослым, который взаимодействует лично с детдомовцем, приходит только к нему.

Есть еще один момент. В детском доме воспитанники ограничены в коммуникациях. Кроме воспитателей в учреждении, есть волонтеры, с которыми общаются дети. Это в массе своей — добрые, жизнерадостные люди. Однако в реальной жизни всем нам приходится взаимодействовать с разными людьми. Как правило, такого опыта у детдомовцев нет.

— Часто можно услышать и о неумении детей из детского дома обращаться с деньгами.

— Да, эта проблема есть, но не только она. У воспитанников детского дома действительно фактически отсутствуют личные деньги. Они живут на всем готовом. У них есть еда, кровать, одежда. При этом у них практически не развито чувство ответственности, а также элементарные бытовые навыки. А потом, лет в 16, жизнь детдомовца меняется в один день, и оказывается, что он к ней абсолютно не готов.

— Как часто дети из детского дома видят в наставнике свой шанс на получение полноценной семьи? Как в этом случае избежать дополнительной травмы?

— Для этого мы проводим подготовку детей: личные беседы и тренинги. Главная задача — донести до их понимания, что наставник — это не родитель и не спонсор, хотя многие дети воспринимают именно так, и ждут подарков. Кроме того, наставник — это не репетитор, и не воспитатель, который будет читать нотации. Отдельно всегда проговариваем, что у наставника нет цели забрать ребенка в семью, более того, говорим, что программа рассчитана на один год.

Порой бывает, что мы не берем в программу определенных детей. Например, если наш куратор видит, что ребенок из детского дома сейчас явно психологически не готов к общению с наставником, активно стремиться попасть в семью.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов

Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Мне не нужно идеальное тело всю жизнь: ЗОЖ-привычки «ботаника» из «Офиса»
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки