Ростов-на-Дону, 07 дек 2022, 07:30

«Хаятт Ростов»: с чем столкнулся гостиничный бизнес Дона в 2022 году

Международный гостиничный оператор «Хаятт» 14 мая приостановил операционное управление отелями в России. Генеральный управляющий «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» Сергей Клименко рассказал, как в отеле прошел 2022 год
Читать в полной версии

— «Группа Агроком» вошла в проект в 2018 году, когда выкупила права требования к предыдущим владельцам. Завершение строительства пришлось на пандемийные и санкционные ограничения. Как эти факторы повлияли на сроки сдачи?

Проблемы отельного бизнеса в связи с уходом зарубежных брендов || Сергей Клименко

— Соглашение с Hyatt Regency по этому проекту было подписано еще в 2008 году. У первых собственников этого объекта уже на тот момент были амбиции открыть в Ростове-на-Дону первый пятизвездочный отель конгрессного типа. Им стал «Гранд Ростов Хаятт Ридженси». С течением времени объект прошел через ряд сложностей экономического характера. В 2009 году это был банковский кризис. В 2014 году, несмотря на успешное проведение зимней Олимпиады, возникли условия, которые также наложили негативный отпечаток на развитие гостиничного бизнеса. Строительство затянулось на несколько лет.

В 2018 году «Группа Агроком» выкупила у банков права требования к бывшим собственникам объекта и возобновила строительство отеля. Когда новые собственники познакомились с проектом, стало очевидным, что общественные зоны и характеристики дизайна интерьера номерного фонда устарели. И порядка двух лет с 2018 года 12 консультантов трудились над разработкой новой концепции. Поэтому то, что мы видим сегодня, — результат работы последних трех лет. Этот период был достаточно сложным для всех девелоперов. Сначала рабочий процесс осложняла пандемия — когда за стройку отвечает порядка 600 специалистов разных квалификаций, даже один случай заражения чреват перерывами или сбоями в сроках. Некоторые задержки были связаны со сложностями в логистике. Практически все оборудование, IT, технические системы, снабжающие здание электричеством, теплом и водой, нужно было импортировать. На финишной прямой возникли сложности с лицензиями, обусловленные текущими событиями этого года.

Тем не менее строительство объекта закончилось практически в срок. Преодолев все сложности, мы отложили открытие отеля буквально на пару месяцев. Нам повезло — большая часть контрактов была оплачена заранее, логистические маршруты отработаны. Есть несколько моментов, которые мы ждем до сих пор, например наша униформа. Как ни странно, к открытию мы вынуждены были купить остатки спецодежды у очень крупного ростовского торгового центра. Поло, брюки, какую-то базу, для того чтобы сотрудники могли обслуживать гостей. А наша униформа — та, что вписывается в общий дизайн проекта, — мы надеемся, придет к середине декабря.

— Вы говорите, что отелю повезло, контракты были заключены ранее. А в целом, насколько сотрудничество с зарубежными подрядчиками усложнило работу?

— Были некоторые партнеры, которые в силу политических ограничений не смогли выполнять свои обязательства. Консультанты по безопасности, к примеру, которые находятся в Лондоне. Наши коллеги, которые отвечали за проект, не смогли его закончить и принять. И мы были вынуждены обращаться к французским компаниям, которые еще имели возможность принять объект и подтвердить, что все сделано в соответствии с проектом. По сей день мы сталкиваемся со сложностями совершенно бытового характера: кто бы мог подумать, что химия для стиральных машин станет почти дефицитным товаром. Мы обладаем своей прачечной-химчисткой, которая работает на европейской химии определенного брэнда, но ее на текущий момент в России нет. Однако мы нашли возможности перенастроить стиральные машины, которые работают на импортной химии не худшего качества, но на это ушло время. Практика показывает, что нет безвыходных ситуаций, просто нужно искать правильных людей, которые найдут правильные решения.

— Продолжая тему сложностей в работе, 2018 год относительно последних лет можно назвать спокойным. Предугадать пандемию, санкции, закрытие воздушного пространства, резко снизившее деловую активность на Юге, было невозможно. И наверняка на этапе входа в проект он казался более перспективным и рентабельным. Насколько отличаются ожидание и реальность? Окупились ли 14 млрд рублей, вложенные в строительство отеля?

— Город приобрел фешенебельный отель с возможностью размещать высокопоставленных лиц, проводить конгрессы. Новый отель увеличил престиж и привлекательность Ростова. Он стал площадкой, которой городской инфраструктуре не хватало. Что касается экономики проекта, то, конечно, на ней сказалось закрытие аэропорта. Мы лишились определенных корпоративных клиентов, которые в силу логистических решений не могут добраться до Ростова. Тем не менее мы, как и любой бизнес, подстраиваемся под рыночную конъюнктуру. Гостиница пользуется спросом среди ростовчан. 50% выручки приходится на номерной фонд, а он у нас очень большой по ростовским меркам: 187 номеров, 29 люксов — с современным оснащением, стильным интерьером, панорамными окнами с видом на пешеходный центр города. С нами достаточно сложно конкурировать.

В данный момент индустрия находится вне сезона. Летом, как правило, город заполняется транзитными потоками, спортивными группами и корпоративным сегментом. Сейчас корпоративных клиентов стало меньше, но Ростов продолжает быть транзитным пунктом. Здесь очень удобно останавливаться, двигаясь, например, в Сочи, Адлер, Дагомыс. Переночевать в Ростове — это мастхэв: отдохнуть, погулять, вкусно поесть и уже на следующий день отправиться дальше на Юг. Безусловно, текущие события вносят свои коррективы, но в целом, если смотреть на итоги третьего и начало четвертого квартала, мы даже опережаем свои прогнозы.

— Открытие отеля состоялось уже после заявления международного оператора о приостановлении операционного управления. Как это отразилось на вашей работе? Вы ожидали снижения спроса? Как пришлось перестраивать работу и сдвинулись ли сроки открытия?

— 13 мая главный офис Hyatt в Чикаго направил письмо, в котором было сказано, что сеть приостанавливает свою деятельность в России. Нам разрешили пользоваться товарным знаком, который украшает фасад отеля. Если мы рассмотрим коллег из Сочи, то там ситуация другая — гостинице пришлось сменить товарный знак. Такая же участь постигла «Хаятт Ридженси Петровский парк» — там до сих пор есть определенные разногласия. В то же время отелям «Хаятт Екатеринбург» и «Хаятт Москва», как и нам, разрешили пользоваться товарным знаком с незначительными ограничениями.

Что это значит для меня как для управляющего компанией? Мы лишились определенной IT-инфраструктуры, были перебои с поставщиками, с которыми мы привыкли работать, с людьми, которые помогали нам решать вопросы по обеспечению здания. Здесь пришлось искать альтернативы. Но мы нашли решения по всем перечисленным вопросам. Вся эта неразбериха не сказалась на открытии отеля.

— Какие планы у компании на 2023 год и ближайшие годы? Какие видите точки роста?

— При открытии любого отеля требуется время для выхода на поток. Как правило, это занимает год-два. Отели, открытые в 2018 году, оказались в самой благоприятной ситуации. Чемпионат мира по футболу оказал сильнейшее влияние на развитие гостиничного бизнеса. Мы же открывались на самом дне рынка, когда он еще не реабилитировался после пандемии. Значительным фактором для всей отрасли стала недоступность агрегатора Booking.com, который служил большим драйвером загрузки гостиничных мощностей. Тем не менее наша узнаваемость и востребованность растет. И с увеличением транзитного потока в нашем случае я предвижу только рост.

Для «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» очень важно сохранить стандарты, присущие бренду. Сегодня мы инвестируем в собственное развитие и продвижение бренда. Вложения следующего года — персонал и сервис. Команда отеля состоит из лучших менеджеров, приехавших в Ростов из самых разных городов страны — Екатеринбурга, Москвы, Сочи. В первое время это было для компании хорошей встряской. Для нас важно вкладывать средства в развитие команды, в повышение профессионализма, мотивацию сотрудников, для того чтобы гости отеля могли получать самый высокий уровень сервиса, который сегодня возможен на территории нашей страны. Все дело в людях, поэтому коллектив — основная точка инвестиций.

— Какие тенденции и тренды наблюдаете в гостиничном бизнесе? Что диктует рынок на 2023 год?

— Неопределенность остается главным трендом. Касательно прогнозирования, загрузки, мероприятий — горизонт планирования для отельеров сегодня день-два. Достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что крупные клиенты за неделю выходят с предложением провести форум или какое-то крупное мероприятие. Раньше на планирование и подготовку уходили недели, сейчас все происходит гораздо быстрее. Люди не знают, что будет дальше. Год подходит к концу, и эта динамика становится все живее и активнее. Множество серьезных мероприятий утверждается в последний момент. Мы предлагаем клиентам новый продукт, полностью подстраиваясь под спрос локального рынка. Для нас это ново, нам не с чем сравнивать. У отеля «Гранд Ростов Хаятт Ридженси» пока еще нет продолжительной истории — мы вместе пишем эту историю каждый день.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов

Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Чем запомнился год председательства России в БРИКС
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла