Ростов-на-Дону, 10 июл 2023, 10:00

Ирина Ровер: Будущее Ростова за арт-кварталами

Стрит-арт превращает городское пространство в музеи под открытым небом и становятся новой точкой притяжения для туристов. Как от тренда отстают города Юга и каким может быть будущее Ростова, РБК Юг рассказала Ирина Ровер
Читать в полной версии
Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

Фестиваль уличного искусства «Ничего страшного» проводится в Ростове третий год подряд. Несколько десятков художников со всей России будут расписывать разные локации в центре города. Всего планируется создать 60 работ. Ирина Ровер является инициатором проведения фестиваля в донской столице, а также куратором художественной галереи «Ростов». По первому образованию — инженер-технолог. Дополнительно изучала галерейное дело в институте арт-бизнеса и антиквариата.

— В настоящее время активная застройка жилой и коммерческой недвижимости поднимает актуальность урбанистики и комфорта городской среды, где эстетическая составляющая играет не последнюю роль. Чего, на ваш взгляд, не хватает Ростову-на-Дону и соседним южным городам именно с позиции эстетического комфорта?

— На мой взгляд, необходимо уделять особую роль исторической части города, особенно при строительстве новых объектов. Она должна быть приведена в порядок и сохранена. Точечные достройки можно органично вписать в архитектурную концепцию старого центра, при этом любые реставрационные работы должны быть приведены в историческое соответствие так, как это сегодня делают за рубежом, чтобы центр оставался центром — красивым и привлекательным.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

К сожалению, в нашем городе все еще есть достаточно большое количество полуразрушенных домов и заросших порослью пустырей. Грустный пример — это участок между Темерницкой и Газетным в Ростове. Так, безусловно, быть не должно.

— Ваша команда художников, которая принимает участие в фестивале уличного искусства «Ничего страшного», часто выбирает для своего искусства именно такие территории и объекты. Какова цель — улучшение эстетической привлекательности города или способ самовыражения художника?

— Уличные работы условно можно разделить на два направления. Часть работ имеют исключительно эстетическую составляющую. Ярким примером здесь можно выделить иллюстрацию на улице Социалистической в Ростове команды Couple of Creators «Жизнь всегда происходит сейчас». А есть работы, которые встраиваются в городские контексты. Например, на той же Темерницкой — это роспись Миши Маркера «Лучше, чем ничего, хуже, чем было» или работа Ивана Симонова «Эпоха разоренной красоты». Безусловно, это грубое разделение. Если рассуждать именно в таком ключе, исключительно эстетическим проектом можно назвать муралы на Левенцовке или граффити фестиваля «про Любовь» в Ленинском районе донской столицы.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

О вандализме и контекстах

— Сегодня не все понимают такое искусство и не все поддерживают. Есть ли грань между уличным искусством и вандализмом, есть ли способ сделать так, чтобы оно имело управляемую форму?

— Вандализм — это то, что для администрации вандализм, а для уличных художников это искусство. Чтобы это воспринимать, нужно понимать историю стрит-арта, изучать теги, откуда они появились и что означают.

Зачастую роль играет субъективное восприятие, но в то же время мы не можем отрицать существование уличного искусства, даже если оно нам не нравится. Мы при всем желании не можем полностью избавляться от таких вещей, как теги и граффити. Существует стрит-арт, который может быть как согласованной, так и несогласованной интервенцией художника в городское пространство, и тем не менее это форма искусства. Согласованный стрит-арт — уличное искусство, которым занимаемся мы.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

— Вы и галерея «Ростов» уже несколько лет проводите фестиваль уличного искусства «Ничего страшного». Как на сегодняшний день эволюционировал этот проект?

— Время бежит так быстро, что сейчас сложно даже представить, что в Ростове не было ни одной яркой, большой работы еще три года назад. Практически их не было. Например, художник Алексей Кассета рисовал в основном на Северном (микрорайон Северный, Ростов-на-Дону — прим. ред.). Центр города был пустой, в тегах или в кусках граффити. Ни одной согласованной стрит-арт работы в центре донской столицы не было.

Когда мы начинали, мы только мечтали о том, чтобы провести фестиваль. Сейчас это кажется неочевидным, а в тот момент было даже непонятно, каким образом согласовывать работы. Первый фестиваль был организован следующим образом: работы были нанесены непосредственно на стены галереи «Ростов» приезжими федеральными художниками. Также в стенах галереи мы разместили выставку, темой которой был текст в общественном пространстве.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

Во второй год проведения фестиваля «Ничего страшного» мы сделали уже 50 полноценных стрит-арт работ на городских улицах Ростова. Мы много работали с Кировской администрацией, которая пошла нам навстречу и помогала подыскивать объекты, а также с согласованиями. В этом году будет представлено уже 60 работ, и мы вновь работаем с этой же администрацией и по грантовой системе.

— Что необходимо учитывать, чтобы вписать арт-объект в городское пространство?

В этом году тема фестиваля — русские сказки, поэтому мы предлагаем всем художникам работать именно с таким контекстом. Тему мы заранее согласовываем с городом. Если художника она не вдохновляет, мы оставляем возможности для выбора, обсуждаем собственные идеи автора, смотрим, вписываются ли они в концепцию.

И безусловно, мы всегда работаем с контекстом того пространства, куда планируем вписать арт-объект. Например, работа на пересечении ростовских улиц Седова/Чехова называется «Приплыли», там изображена девушка и лодки. Художник очень долго искал место, которое бы стало визуальным продолжением картины и подчеркивало отсылки к реке.

Арт-кварталы и имидж

— Можно ли сказать, что паблик-арт и стрит-арт повышают туристическую привлекательность города, его имиджевую составляющую?

— Стрит-арт — это способ создать в городском пространстве музей под открытым небом. Конечно, это вызывает интерес, привлекает туристов и позитивно влияет на имидж в целом. Это может быть визитной карточкой города или частью бренда всего региона. Яркий тому пример — «Никола-Ленивец», сегодня это самый большой арт-парк в Европе, который образовался вокруг крохотной деревни в Калужской области. Это колоссальный вклад в имидж всего региона. А сделано все было силами художников. В Санкт-Петербурге создан музей стрит-арта, который до пандемии посетило около 50 тыс. человек.

В наших смелых мечтах Ростов-на-Дону — это город-галерея, заполненный качественными и разнообразными стилистическими формами изобразительного искусства. Наш город должен стать красивейшим городом нашей страны и центром туризма на Юге России. Мы хотим при помощи художников превратить улицы в городские достопримечательности и создать новые точки притяжения для горожан, туристов и блогеров.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

— В каких еще городах сегодня проводятся подобные фестивали? Есть ли интерес к теме у соседних регионов ЮФО?

— Пример превращения обычного города в один из центров современного уличного искусства — это Выкса. Именно благодаря стрит-арту этот небольшой городок с населением менее 100 тыс. человек сегодня входит в список «1000 культурных и туристических брендов России». Все началось с «Выкса-фестиваля», который был проведен там чуть больше 10 лет назад. Выставки, креативное арт-пространство — неотъемлемая часть культурного городского ландшафта многих городов России, к их числу также можно отнести Нижний Новгород, Екатеринбург, где ежегодно проводится семь фестивалей уличного искусства. На Юге России заметных проектов назвать пока не могу, например, в Краснодаре не проводится ни одного известного фестиваля уличного искусства.

— Как на этом фоне выглядит Ростов-на-Дону?

— Если посмотреть на карту городов с развитым арт-пространством, конечно, мы не в тройке лидеров. Но потенциал у нас огромен. У нас есть микрорайоны, где можно создавать целые арт-кварталы. Будущее города за ними. И самое главное, что город начинает это понимать.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

Например, в этом году жилой район Суворовский обратился к нам с просьбой организовать конкурс эскизов будущих муралов. Мы собрали больше 50 эскизов со всей нашей страны, которые присылали отовсюду — из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, много участников среди ростовских художников. В таких районах, как Суворовский или Левенцовка, грех не заниматься паблик-артом — монументальным уличным искусством.

— Вы также работали над созданием арт-маршрута по Ростову-на-Дону с участием 30 профессиональных уличных художников. Можно ли уже подводить промежуточные итоги? Насколько это востребовано сегодня?

— В прошлом году горожане очень охотно записывались на экскурсии. Кроме того, департамент туризма Ростовской области запросил у нас тексты и сделал свой аудиомаршрут по уличным работам художников. Востребованность высокая, когда мы проводим организованные экскурсии, в тоже время знаю, что есть большое количество людей, которые сами ходят по нашей карте, размещенной на сайте. Здесь также есть очень большой потенциал. Например, в том же Екатеринбурге проводят от двух до пяти экскурсий в неделю (в зависимости от сезона) по уличным работам.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

О меценатах и заработке

— Ранее в интервью РБК Юг вы говорили, что фестиваль проводится за счет средств спонсоров. Какие компании являются спонсорами сегодня? С какими целями они инвестируют в искусство?

— Основная часть фестиваля реализуется за счет грантовой поддержки. Меценатом проекта по-прежнему выступает Сергей Гайдук, который поддерживает галерею «Ростов» и обеспечивает средствами, если нам их не хватает для воплощения тех или иных идей.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

Его цель очень проста — создание привлекательного городского пространства, чтобы люди приезжали сюда получать радость и удовольствие. Красивый город — это всегда приятно. Нашим спонсором также является банк «Центр–инвест», который всегда поддерживает культуру. Помимо «Ничего страшного», вместе мы проводили и другие проекты — спектакль «Монологи художников: шаг в неизвестность» и «Ночь музеев». Для них, помимо эстетической составляющей, важно привлекать к участию сотрудников банка в качестве волонтеров. В прошлом году нас также поддерживала предприниматель Татьяна Шишкина, «Почта России».

Вместе с тем отмечу, что прошлый год у нас был очень тяжелым, так как весной краски и стройматериалы заметно подорожали. В прошлом году мы отчаянно искали спонсоров, в этом году хотим больше поработать с грантовой системой. Тем не менее спонсоры — это наша подушка, так как мы некоммерческая организация.

— Насколько ощутимым было удорожание необходимых материалов, как это отразилось на фестивале? Есть ли изменения в этом году?

— В прошлом году рост стоимости материалов был не менее 30%. При этом у нас было много больших работ с вышками, и это тоже сыграло свою роль. По этой причине в 2023 году мы решили акцентировать внимание на небольших работах и не будем привлекать вышки.

Вместе с тем отмечу, что по сравнению с прошлым годом себестоимость никак не дорожает, потому что цены на краску остались неизменными.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

— Какой еще поддержки вам сегодня не хватает?

— Мне не хватает больше административного ресурса. Есть дома, с которыми легко работать, а есть объекты, принадлежность которых установить очень трудно. Как, например, опорная стена на Нижнебульварной улице под Ворошиловским мостом. Там регулярно рисуются граффити, которые сверху закрашивают серой краской. В этом месте мы могли бы сделать большую визуально привлекательную работу силами профессиональных художников. Процесс согласования все еще остается очень долгим по многим городским объектам, и централизованного окна просто нет.

Не хватает прозрачности не только по согласованию с городом, но и с собственниками зданий. Ее не хватает не только мне, но и художникам. Например, программа капремонта многоквартирных домов еще не закончилась, арт-работы нужно согласовать сначала с собственниками, потом с департаментом архитектуры. Зачастую для творческих людей, для художников эти вопросы очень тяжелые.

— В настоящее время власти Ростова-на-Дону разрабатывают дизайн-код города. Как это может отразиться на проекте «Ничего страшного» и на уличном искусстве в целом?

— Оценить влияние нового дизайн-кода пока сложно, есть предположение, что процесс согласования будет идти сложнее. Гипотетически, может появиться требование работать в единой цветовой палитре в рамках какого-либо участка города. Но на текущий момент все это только гипотезы, никаких взаимодействий с чиновниками по этим вопросам у нас пока не было.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

— Какие из ваших проектов можно назвать коммерчески рентабельными?

— Мы некоммерческая организация, мы даже об этом не говорим. Мы не мечтаем ни о каком получении прибыли. Мы скорее созданы для того, чтобы показать художникам, что на культурные проекты можно находить деньги. Можно взаимодействовать как с государством, так и с частными инвесторами и меценатами. Мы продаем билеты на лекции либо творческие вечера, но это гонорар тех, кто их читает.

— Иными словами, вы даете художнику возможность реализовать свой потенциал. В чем интерес художника, помимо творческих амбиций?

— Безусловно, есть фестивали, где художникам платят гонорары. Особенно те фестивали, где художники делают очень большие работы — муралы, например. У нас работы небольшие, мы предоставляем художнику только необходимые материалы и транспортную помощь, контакты волонтеров. При этом мы стараемся, чтобы художник получал от нас PR-поддержку. Все работы мы выкладываем в социальных сетях, на сайте проекта, создаем карты городского арт-пространства. По ним к нам часто обращаются те, кто ищет художников, чтобы обратиться с тем или иным заказом.

Фото: оргкомитет фестиваля «Ничего страшного»

Художники очень активные, они откликаются на любой призыв: «Давайте будем рисовать». У нас работает в проекте много федеральных художников, много ребят из соседних южных городов. Обычно мы открыты для сотрудничества для всех. Нам подают заявки, бывает, что ее не успели подать вовремя, и мы общаемся индивидуально. На самом деле это та среда, в которой любой город, любой человек может стать организатором подобного фестиваля, инициатива может идти от администрации или некоммерческой организации, и художники ее поддерживают.

«Это целый мир кризисов»: насколько все плохо у BMW, VW и Mercedes-Benz
Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Три признака, что компании пока рано выходить на экспорт
Комиссии маркетплейсов поднялись. Как реагируют селлеры
Гонец с дурными вестями: как говорить команде о плохом
Как выбрать, где российским компаниям судиться с иностранцами
10 мифов о продуктивности руководителей и подчиненных