ЮГАГРО, 10 ноя 2015, 14:23

Сергей Сапотницкий: в кризис важнее всего успеть за изменением спроса

«Группа Агроком» в кризис намерена сосредоточиться на развитии розницы, но не отказывается и от крупных проектов в переработке. Об этом в интервью ИА «РБК-Юг» рассказал генеральный директор группы Сергей Сапотницкий
Читать в полной версии
Фото: предоставлено пресс-службой компании

ООО "Группа Агроком" владеет активами в табачной и пищевой промышленности, сельскохозяйственной отрасли, упаковочной индустрии, розничной торговле. Группа объединяет более 40 предприятий, с общим числом сотрудников более 15 тыс. человек. По данным СПАРК, выручка компании в 2014г. достигла 65,2 млрд руб. "Группа Агроком" входит в список 200 крупнейших компаний России по версии журнала Forbes  

Дело – табак

Сергей Александрович, в прошлом году «Группа Агроком» заняла 92 место в рейтинге Forbes, поднявшись сразу на 94 пункта вверх. За счет чего произошел такой рост?

Мы выросли, в основном, по табачному направлению, был заметный рост по продукции «Атлантис-Пак», по «Тавровским мясным лавкам». Прочие направления оказали менее значительное влияние на группу в целом. Такая же ситуация сохраняется и в этом году – мы растем в выручке по табаку, по мясному бизнесу, по упаковочному направлению и по рознице. Кроме того, у нас появляются новые проекты, которые также увеличивают наши показатели.

То есть рост идет несмотря на кризис? Как вообще негативная экономическая ситуация текущего года отражается на бизнесе группы в целом и на отдельных направлениях?

Во время кризиса ведь ничего не останавливается. Изменяются модели потребления, предпочтения, ожидания. Сейчас довольно резко «просел» уровень потребления – если раньше мы потребляли довольно много товаров импортного производства, то сейчас пытаемся найти что-то похожее, но отечественное и более экономичное. Но ведь сам спрос при этом не исчез! Он просто переместился в другие сегменты, в другие ниши. Задача производителей товаров массового потребления – понять, где сейчас находится массовый спрос и попытаться его удовлетворить. Тот, кто сделает это наиболее эффективно, побеждает в конкурентной борьбе.

Например, в табачном направлении спрос сместился туда, где наши позиции традиционно достаточно сильны. И для нас это – плюс. Долгое время людей приучали к потреблению «по брендам». В этом году все поняли, что не обязательно курить дорогие «брендовые» сигареты, а можно найти подходящую замену в среднем и низком ценовых сегментах, в которых «Донской табак» всегда был очень активным игроком.

Если уж речь зашла о табаке – некоторое время назад глава группы Иван Саввиди заявлял о резком росте контрафактной табачной продукции. Как выглядит ситуация сейчас?

Очень большой поток контрафактный шел к нам с украинской стороны. Сейчас, когда на юго-востоке Украины образовались непризнанные республики, этот поток фактически прекратился. Хотя на территории нашей страны контрафакта по-прежнему очень много. Только в этом году в России были закрыты три «подпольные» фабрики. И на мой взгляд, это будет довольно затяжная борьба, потому что в теневом табачном рынке сосредоточены огромные экономические интересы. Законопослушный производитель с каждой пачки сигарет платит государству акциз около 30 рублей, а у того, кто производит контрафакт, вся эта сумма уходит в прибыль. Сейчас доля этого рынка перевалила уже за 10% при том, что лет пять назад она была меньше 2%. И она будет расти, потому что стоимость акциза с каждым годом увеличивается.

Год для заработка переработчиков

А как отразился кризис на мясном бизнесе группы? Насколько заметно изменился потребительский спрос в этой сфере?

Сейчас отчетливо видно, что интерес покупателя смещается в более низкоценовые сегменты. Например, многие покупатели «переориентируются» с мясных полуфабрикатов на варено-колбасные изделия – например, те же сосиски. Мы видим по своим «Мясным лавкам», что спрос все заметнее смещается от красного мяса на птицу. Причем, по моему мнению, этот переход вызван не только ростом цен – его заметно «подогрели» и публикации на основе доклада Всемирной организации здоровья (ВОЗ) о якобы «ужасно вредных» продуктах из красного мяса (в октябре ВОЗ представила результаты исследования, по которым в "черном списке" оказались стейки, колбаса, ветчина, бургеры и сосиски – их употребление, по мнению ученых, серьезно повышает риск онкологических заболеваний – прим. ред.).

Вы считаете, что выводы, которые делают столь солидные авторы исследования, неверны?

Я думаю, что такие исследования возникают не на пустом месте, они являются результатом глобальной конкуренции. Причем конкуренции межотраслевой. Например, когда производители крепкого алкоголя пытались задавить пивной рынок – появилось множество материалов о том, что пивной алкоголизм опаснее любого другого. И так далее. Сейчас мы видим примерно то же самое.

И все же, как ваши мясоперерабатывающие предприятия переживают кризис? Известно, что некоторые заводы в этом году вообще закрылись, не выдержав повышения цен на сырьё...

В этот период очень сложно пришлось тем переработчикам, у кого были сырьевые закупки в валюте и долгосрочные продажи в рублях. Как правило, это те, кто работает с организованной розницей — с торговыми сетями, у кого доля сетей в контрактах превышает 60-70%. В какой-то момент сети подверглись определенному административному давлению и вынуждены были «заморозить» цены на ряд продуктов. Когда валютный курс вырос в два раза, себестоимость продукции у переработчиков резко изменилась. Но они были вынуждены делать поставки по старым ценам, несмотря на растущие издержки, чтобы избежать штрафных санкций на невыполнение контрактов. Те, кто оказались в такой ситуации, быстро ушли в «минус».

Нам таких проблем удалось избежать, поскольку среди наших партнеров доля сетей составляет менее 50%. Кроме того, своеобразным защитным барьером выступили «Тавровские мясные лавки», которые принимали наши цены. Да, в какие-то моменты мы теряли рыночные позиции, потому что конкуренты торговали дешевле. Но с другой стороны мы в это время не «проедали» оборотные средства и сохраняли устойчивость бизнеса.

Как, на Ваш взгляд, будет развиваться ситуация в мясопереработке в следующем году?

Я думаю, что в следующем году мы увидим подтверждение закона спроса и предложения. Сейчас резко выросла рентабельность мясного животноводства – этот рост оказался выше, чем рост издержек. То есть работать в этом секторе стало очень выгодно, на что сразу же отреагировали все профильные игроки – они нарастили поголовье скота и увеличили мощности. Все это в ближайшее время выльется в повышенное предложение на рынке мясосырья. Соответственно, начнет уменьшаться цена. А для мясоперерабатывающей отрасли настанет время заработка. Потому стоимость сырья пойдет вниз, а установленные переработчиками цены некоторое время меняться не будут. Вообще, в переработке эти процессы всегда цикличны – за спадом следует подъем и наоборот. И следуя этой логике, мы ожидаем, что в следующем году нам удастся заработать.

Ранее представители группы заявляли ,что «Агроком» пытается наладить производство хамона. Насколько успешным оказался эксперимент?

Я бы не стал называть это хамоном. Все же хамон может производить только Испания. Там к этой технологии шли если не веками, то десятилетиями, а мы хотим вот так – за год-два... Да, сейчас мы выпускаем сыровяленые окорока и продаем их через «Тавровские мясные лавки». Если потребителю понравится, и он решит, что соотношение цены и качества его устраивает, то этот рынок начнет формироваться. Но этого может и не случиться – у нас же нет какой-то физиологической потребности в сыровяленом мясе....

Выбор направления

Рассматриваете ли Вы в ближайшее время реализацию проекта по строительству мясокомбината в Батайске, о котором заявлялось ранее?

Сейчас у нас пока нет окончательно принятой глобальной стратегии по развитию мясопереработки. Есть разные варианты развития ситуации, мы их рассматриваем. Если будет принято решение, что это направление надо глобально развивать, то комбинат, конечно, надо строить. Реализовав этот проект, мы получим самую эффективную себестоимость и самые современные технологии переработки, а значит, сможем конкурировать на любом уровне. Но для этого нужны большие инвестиции, а цикличные процессы подъемов и спадов маржинальности в переработке затрудняют прогнозирование окупаемости этого проекта. И с учетом того, что у группы есть иные варианты инвестирования и выбора более эффективного направления с точки зрения окупаемости и капитализации создаваемого объекта, мы пока не вступаем в реализацию этого проекта, поскольку это не самое однозначное решение.

А какие проекты кажутся Вам сегодня более эффективными с точки зрения окупаемости и какие направления группа будет развивать в первую очередь?

Хотим максимально сосредоточиться на рознице. В частности, сеть магазинов «Ассорти-экспресс», которую мы развиваем совместно с нашими партнерами – компанией «Миллениум» – мы планируем довести до тысячи магазинов по всей России. Занимаемся расширением дистрибуции «ТАВР» – мы открываемся там, где для этого появляется эффективная возможность. Например, сейчас открываемся в Самаре, где есть логистический поток, в который мы можем встроиться. В ближайшее время планируем «освоить» Урал.

Намерены ли Вы так же активно развивать сеть «Тавровских мясных лавок»?

В конце этого- начале следующего года мы собираемся открыть 30 новых магазинов «Ассорти» в Крыму, а на их площадках появятся и мясные лавки. Именно в Крыму у нас реализована концепция «магазин в магазине», когда мясная лавка «ТАВР» находится внутри супермаркета «Ассорти». В Ростове есть только три проекта, которые приближены к этой концепции, в Крыму же мы сразу пошли по этому пути. В других регионах мясные лавки будут появляться вслед за развитием дистрибуции, после того, как продукция «ТАВР» будет становиться там узнаваемой.

Очень хотим попытаться закрепиться в Московском регионе, но там есть серьезный сдерживающий фактор. Идеология «Тавровской мясной лавки» такова, что мы не торгуем размороженным мясом. Все мясо и полуфабрикаты привозятся в магазин сегодня. Все, что не продается до конца дня, идет на колбасное производство. Мы не намерены отказываться от этой идеологии при выходе в другие регионы, но для этого необходимо, чтобы у нас там были перерабатывающие мощности. Например, в Краснодарском крае есть Новороссийский мясокомбинат, который обеспечивает нам переработку в этом регионе. Есть у нас появится такой партнер в Москве, то мы сможем и там реализовать такую концепцию.

Проблемы развития АПК на Юге РФ будут обсуждаться на пленарном заседании Международной агропромышленной выставки "ЮГАГРО" «Импортозамещение: итоги первого года жизни в условиях продуктовых санкций». Выставка пройдет в ВКК "Экспоград Юг" (Краснодар) с 24 по 27 ноября 2015г. ИА "РБК-Юг" выступает официальным информационным интернет-партнером мероприятия.  

Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент