PROюгАгро, 10 ноя 2023, 13:00

«Цифровизация АПК на Северном Кавказе находится в стадии роста»

Генеральный директор поле.рф Евгений Белов - о темпах цифровизации агропромышленного комплекса на Юге и Северном Кавказе, трудностях с сельхозтехникой и направлениях импортозамещения
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба поле.рф

— Маркетплейсы получают все большую популярность среди аграриев по всей стране. По мнению экспертов, электронные площадки становятся не только современными аналогами ярмарок, но и упрощают работу фермеров. Как вы считаете, действительно ли прослеживается рост интереса к маркетплейсам у аграриев? Какие показатели фиксирует ваша компания?

— Мы фиксируем значительный рост интереса аграриев к маркетплейсам за последние два года на примере площадки поле.рф однако такая тенденция наблюдается во всей отрасли сельского хозяйства и обусловлена увеличением спроса на разные формы цифровизации. В первую очередь речь идет о дронах, которые уже стали обыденностью и неотъемлемой составляющей сельского хозяйства. Помимо этого, сельхозтоваропроизводители, как обычные люди, используют маркетплейсы в жизни, и оттуда привилегии работы с площадкой переносятся в бизнес-пространство. Если говорить про поле.рф, то площадка уже выросла десятикратно. В текущем году планируется увеличение еще в 30 раз.

— Станут ли маркетплейсы незаменимым инструментом для сельхозпроизводителей? Сколько времени на это потребуется?

— Мы прогнозируем, что в течение 3-4 лет более 30% аграрного рынка перейдет в цифровое пространство. Это связано с ускорением темпов диджитализации бизнес-процессов, которые позволяют оптимизировать работу и повысить эффективность результатов.

— По вашей оценке, прослеживаются ли эти тенденции на Юге? Какую долю занимают пользователи маркетплейса из Южного федерального округа?

— Аграрный рынок ЮФО является передовым в России. Южный регион — это житница нашей страны. Очевидно, что здесь работают наиболее опытные, эффективные и прагматичные товаропроизводители страны. Поэтому Юг — тот самый костяк, который выступает за диджитализацию, так как цифровые инструменты повышают эффективность и приносят дополнительную прибыль. На тех объемах, которые производят аграрии ЮФО, это определенно заметно.

Что касается доли Юга на маркетплейсе, то на ЮФО приходится порядка 30% от всех пользователей, которые пользуются Поле.РФ на сегодняшний день.

— В феврале текущего года Поле.РФ предложило создать ассоциацию игроков рынка электронной торговли в B2b-секторе. По вашим словам, это ускорит развитие цифровых платформ в России и обеспечит уровень сервиса сравнимый со стандартами B2c-сегмента. Какие основные проблемы сейчас вы видите в этом секторе?

— На наш взгляд, основная проблема — это отсутствие устоявшихся правил. В B2С-секторе людям понятно, что такое сделка, как она проводится, какие условия принимает на себя покупатель и маркетплейс. На B2B-рынке, напротив, такая культура отсутствует. Поэтому практически ежедневно мы сталкиваемся с юридическими сложностями, из-за чего сделки становятся труднее — нам приходится каждый раз заниматься просветительской деятельностью и делать это в одиночку, объясняя все нюансы.

Чтобы решить эту проблему, мы предложили собрать под эгидой ассоциации крупные компании на рынке B2B и прописать общие правила. Так у бизнеса не возникнет дополнительных вопросов, а также исчезнут трудности, тормозящие процесс только из-за того, что у многих юридических служб или комплаенсов возникает непонимание сделки. На данный момент мы обсуждаем и проговариваем структуру ассоциации.

— Уровень цифровизации АПК в России эксперты оценивают в 20-25%. Это довольно низкий показатель, если сравнивать с фермерскими хозяйствами США, Канады и Европы, где порядка 70% ферм используют «умные» технологии. Однако тенденция к росту заметна — например, уровень цифровизации в растениеводстве Краснодарского края за последние 5 лет вырос на треть. Заметны ли это для поле.рф?

— Да, конечно. Если 10-15 лет назад цифровизации не существовало, а 5-6 лет назад нужно было объяснять это понятие, то сейчас стало ясно, что такое цифровизация и зачем она нужна. Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся, это боязнь аграриев сделать первый шаг.

— А какая ситуация прослеживается на Юге и Северном Кавказе? По данным аналитического центра НАФИ, предприятия ЮФО и СКФО гораздо меньше цифровизированы по сравнению с другими регионами России — разрыв в среднем в три раза. Согласны ли вы с этим утверждением? В чем причины, на ваш взгляд?

— Нельзя объединять в оценке рынки ЮФО и СКФО, потому что на Юге отрасль находится в авангарде цифровизации, а на Кавказе ситуация складывается другим образом. В целом там объемы производства классического растениеводства значительно ниже, чем в ЮФО. Поэтому в СКФО уровень цифровизации находится на стадии роста так же, как и в других более сложных субъектах РФ — в Сибири и некоторых регионах центра страны.

— Насколько уровень цифровизации в сфере АПК поможет улучшить производительность сельхозпредприятий?

— Уровень эффективности может составлять до 20-30% к каждому году. Товаропроизводители из топ-30 крупнейших, которые работают в России, уже перешли на довольно высокий уровень цифровизации. Основной же скачок по другим крупным компаниям происходит в данный момент. Если говорить про малый и средний бизнес, то здесь можно наблюдать кратный рост цифровизации в ближайшие 3-4 года.

— В июне 2023 года Министерство сельского хозяйства РФ приступило к созданию единого стандарта данных, который создаст надежную и проверяемую отправную точку для разработки отечественных цифровых систем управления сельским хозяйством. Как вы оцениваете эффективность этой меры? Насколько она будет востребована на Юге и Северном Кавказе?

— Все инновации, разрабатываемые Минсельхозом РФ, мы поддерживаем и считаем их необходимыми. Создаваемые меры отвечают запросу, который возникает в отрасли. Однако они не привязаны к ЮФО, СКФО или другим регионам, эти инновации просто продиктованы необходимостью переходить на «цифру».

— Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы с внедрением новых технологий?

— В первую очередь, это страхи. Сельское хозяйство очень консервативная отрасль отрасль. Аграрии сталкиваются с множеством неизвестных переменных в своем бизнесе, поэтому привыкли перестраховываться и доверять проверенным инструментам. К тому же, цена ошибки будет высока — средние чеки сельхозтоваропроизводителя при покупке товаров или продаже урожая исчисляются миллионами. Именно поэтому они и боятся переходить на новые инструменты. Однако в ближайшие несколько лет все эти факторы будут все менее и менее значительны, потому что любой бизнес существует по правилу «сокращать затраты и увеличивать прибыль». А любая диджитал-платформа и база данных, которая помогает в работе, отвечает этой цели.

— Во многих регионах России, в том числе на Кубани, сейчас действует запрет на полеты сельскохозяйственных беспилотников. Как это, на ваш взгляд, влияет на аграриев в ЮФО?

— Эти меры неприятны, но не несут существенного ущерба бизнесу, если рассматривать запрет в краткосрочной перспективе текущего года. В долгосрочной же перспективе сельскохозяйственные беспилотники становятся необходимостью, а уровень проникновения этих высокоэффективных решений уже достигает критической массы. Но в рамках этого сельхозгода это не критично.

— Одним из главных приоритетов АПК в 2023 году стал вопрос ускоренного импортозамещения. Какие категории товаров отечественных производителей, представленных в продаже, активнее всего ведут эту работу?

— Я бы отметил две наиболее сложные категории. Первая — это сельхозтехника и запчасти к ней. Ранее большинство сельхозтоваропроизводителей использовали иностранное оборудование из-за его эффективности, качественного софта и дилерских сетей, распространенных по всей России. Когда зарубежные компании ушли, аграрии столкнулись с множеством сложностей. Поэтому в сфере оборудования происходит ускоренный переход не только на отечественных производителей, но и на партнеров из дружественных стран — это Индия, Китай и Турция. Конечно, не все можно заменить, но в большинстве своем получается. По крайней мере, на поле.рф наблюдается скачкообразный рост именно по сельхозтехнике и запчастям к ней, который продолжается от месяца к месяцу. Если такая динамика сохранится, то в перспективе 1-2 лет иностранным партнерам будет сложно вернуться в Россию, так как рынок займет отечественная техника.

Вторая наиболее сложная категория — это семена. В этом направлении открыто большое окно возможностей для наших российских производителей, потому что иностранные игроки сегодня раздумывают о продолжении деятельности в России. Соответственно, семеноводство развивается в РФ семимильными шагами, а мы наблюдаем ускоренное импортозамещение по всем его видам.

— Какова доля отечественных производителей по категориям? Сколько их в процентном соотношении?

— Так как всю сельхозтехнику нельзя оценивать одинаково, сложно определить точные доли российских производителей. В категории широкозахватной, мощной техники наблюдаются определенные сложности с российскими производителями и компаниями, которые осуществляют поставки из дружественных стран. Если говорить про более классические решения, то это направление не испытывает никаких проблем, замена идет довольно быстро. Нужно понимать, что сельхозрынок не живет отдельно от всего остального мира. Мы видим импортозамещение, например, на рынке автомобилей китайских производителей. Примерно то же самое происходит на рынке классической стандартной сельхозтехники. Скорость этого процесса зависит от потребностей товаропроизводителей. Также на это влияет и списание старой техники, которая на сегодняшний день находится на базах аграриев. Все будет меняться в зависимости от потребностей, но сложностей не наблюдается.

Pro
Как бизнес осваивает производство в космосе
Pro
Отправьте охрану в отставку: как ИИ и дроны обеспечивают безопасность
Pro
Почему победа Трампа несет опасности для экономики России
Pro
Виноваты родственники: кому грозят нездоровые отношения с алкоголем
Pro
$1 трлн на спасение. Помогут ли рекордные вливания экономике Китая
Pro
Конец вечеринки: как обанкротился культовый бренд посуды Tupperware
Pro
ИИ в роли CEO: опыт российской компании и итоги эксперимента
Pro
«Рынок США не нужен»: как Китай стал лидером в высоких технологиях