Взлетная полоса, 12 окт 2023, 08:30

Яна Куринова: На Дону растут объемы господдержки бизнеса и число ИП

Директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Яна Куринова рассказала, как меняется отраслевая структура бизнеса региона в части господдержки, и почему будет расти доля креативных индустрий
Читать в полной версии
Фото: Фото РБК ТВ Юг

Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ и телеканал «ДОН 24», который входит в состав крупнейшего медиахолдинга Ростовской области АО «Дон-медиа», запустили проект «Взлетная полоса». Новый проект — это серия телевизионных интервью с представителями региональной власти, в рамках которых зрителям расскажут о точках роста донского региона. Проект выходит на двух площадках: в ростовской студии с гостями общается ведущая телеканала «ДОН 24» Анна Глебова, из краснодарской студии — в эфире ведущий РБК ТВ Юг Станислав Бандурка.

Станислав Бандурка: По вашему опыту общения с представителями бизнеса, как вы можете оценить деловой климат в Ростовской области на данный момент?

— Сохраняется некоторая турбулентность, которая связана с курсом валют, с повышением ключевой ставки Центрального банка. Бизнес это мониторит, переживает, но вместе с тем данные и исследования, которые проходят на текущий день, свидетельствуют о сохранении деловой активности. Так, например, Индекс деловой активности, по данным «Опоры России», в августе сохранил позицию в зоне роста с начала года, но чуть снизился с 57 до 54 процентных пунктов. При этом любое значение выше 50 говорит об устойчивой деловой активности со стороны малого и среднего предпринимательства.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, оборот организаций Ростовской области по итогам января-июля 2023 года составил 3 487,5 млрд руб. или 119 % к уровню аналогичного периода 2022 года. Также вырос индекс промышленного производства региона – 105%. Кроме того, на 10 сентября этого года в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области находилось 173 тыс. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Это больше, чем зафиксировано в аналогичном периоде прошлого года. Мы пережили постсанкционный период и все равно видим рост предпринимателей. Но что еще более ценно, если сравнивать данные с 2019 годом, допандемийным, досанкционным, то все равно отмечается положительная динамика на тысячу субъектов.

И я уверена, что этому способствует весь тот фундамент, который выстроен в том числе в нашем регионе при государственной поддержке предпринимательства и личном участии Губернатора Ростовской области Василия Голубева.

Например, в сегодняшней ситуации, когда ключевая ставка ЦБ составляет 13%, ставка по стандартному продукту Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства – 7% годовых при наличии залога. Я сейчас говорю не о льготных продуктах, а о тех, на которые может претендовать любая отрасль, например, торговля и перевозки. Это практически в 2 раза ниже ключевой ставки и это далеко не исчерпывающий комплекс мер. Под кураторством учредителя – Министерства экономразвития Ростовской области, Агентство предоставляет также доступ к бесплатной образовательной, консультационной, имущественной, маркетинговой поддержке. Ежегодно организуем программы наставничества, помогаем с получением грантов, оказываем софинансирование до 80% затрат на целый ряд специальных услуг для производителей и участников донских кластеров.

Анна Глебова: В прошлом году рост спроса на микрозаймы составил 30%, в этом году сохраняется тренд?

— Да, как раз те тенденции. о которых я рассказала, влияют на это самым прямым образом. А что нас радует еще больше – многие расширяют производства, инвестируют в закупку основных средств льготные финансовые ресурсы, которые получают в Агентстве по сниженным ставкам. На сегодня это от 1% до 9% годовых. На данный момент профинансировано уже более 500 компаний на сумму 1,2 млрд руб. А в прошлом году мы закрыли год с цифрой 1,5 млрд руб.

Станислав Бандурка: Меняется ли отраслевая структура бизнеса, который к вам обращается?

— Меняется. Это говорит о том, что мы смотрим в одну сторону с нашими учредителями - Министерством экономического развития региона, с федеральным Министерством, которые отвечают за реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Я бы выделила 3 основных тренда. Это увеличение количества начинающих предпринимателей среди наших заемщиков. Если в 2019 году их было около 7%, на сегодня отмечается рост в два раза - 14%. Для нас это сигнализирует об огромном доверии, которое молодые люди и все те, кто впервые пробует себя в предпринимательстве, оказывают государственным институтам и в целом правовым режимам работы в предпринимательском поле.

Вторая тенденция - рост количества женщин. Для меня это особый показатель, потому что я хоть и не предприниматель, но сама являюсь мамой двух детей и прекрасно понимаю, как не просто, но важно находить баланс в условиях многозадачности и реализовываться и в семье, и в профессии. Донским женщинам это удается с каждым годом все лучше. Ведь если в 2019 году в портфеле Агентства было около 17% женщин-предпринимателей, то на сегодняшний день их 42%. Это полностью коррелирует с федеральными данными о деловой активности женщин, так как их количество из общего реестра предпринимателей и самозанятых граждан по стране на сегодня составляет 40%.

Еще одна важнейшая тенденция — это рост количества производителей и сельхозтоваропроизводителей в портфеле Агентства - с 30% до 39%. И в центрах «Мой бизнес» Ростовской области по поручению Правительства и Минэкономразвития региона системно совершенствуем меры поддержки, адаптируем их под производственные компании. Есть понимание, что задачи по обеспечению технологического суверенитета может решить только производственный бизнес. Поэтому я с большим трепетом отношусь к историям успеха получателей господдержки, нашим клиентам, и еженедельно посещаю их предприятия.

Анна Глебова: Вы говорили о том, что доля креативных индустрий в валовом продукте будет расти и такие организации Агентство поддерживает буквально с момента появления. Насколько действительно это драйвер роста и насколько предприниматели готовы идти в эту сложную сферу?

— Предприниматели готовы, они уже в ней. Они точно работают в сфере креативных индустрий, но они не всегда знают о том, что они представители креативных индустрий и могут претендовать на дополнительные меры поддержки. Например, на получение грантов.

Мы видим, чувствуем, что здесь есть огромный резерв для роста и развития, именно поэтому Губернатором региона было принято решение о создании отдельной инфраструктуры для креативных предпринимателей — Центра истинных ценностей, который был открыт 20 марта и предлагает расширенные меры поддержки именно для представителей данной сферы.

Каждая сфера нуждается в своей тонкой поддержке. Если, например, в части налоговых льгот и специальных мер поддержки отрасль IT имеет ряд преференций, то такие представители креативных индустрий, как художники, дизайнеры, частные театры еще нуждаются в разработке каких-то специальных мер поддержки на законодательном уровне. Нам очень важно сопроводить их за руку, предоставить адресную поддержку, ввести в мир новых возможностей, чтобы не потерять ни один проект.

На площадке Центра истинных ценностей заключено соглашение с Президентским фондом культурных инициатив, в рамках которого помогаем формировать грантовые заявки. Для креативщиков такая финансовая поддержка очень важна, потому что не все готовы брать именно льготные займы Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства. На старте людям творческим, которые не всегда хорошо умеют считать деньги, скажем прямо, легче реализовывать свои идеи на поле грантовой поддержки, нежели возвратных займов.

Станислав Бандурка: Какие прогнозы по количественным показателям работы РРАПП мы можем дать на конец этого года?

— Думаю, что по микрофинансовой поддержке в конце года будет порядка 1,7 млрд руб., привлеченных донским бизнесом в виде льготных микрофинансовых продуктов. Охват образовательными услугами на сегодня составляет более 10 тысяч участников. Еще для 7,5 тысяч предпринимателей оказано более 10 тысяч различных консультаций и комплексных услуг, таких, как например, создание личного кабинета на маркетплейсе, либо помощь в маркетинговом продвижении бизнеса. Я уверена, что к концу года эти показатели точно прирастут на треть.

Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple