ПМЭФ: Сила Юга, 13 мая, 09:08

Голубев: Инвестпортфель проектов Ростовской области достиг 676 млрд руб.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев накануне Петербургского экономического форума (ПМЭФ), рассказал РБК Ростов о крупнейших инвестиционных проектах региона, взаимодействии с соседними территориями и экспортном потенциале.
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба губернатора Ростовской области

— Василий Юрьевич, менее чем через месяц стартует ПМЭФ-2024, в преддверии этого события основная тема — привлечение инвестиций. Сколько инвестпроектов в Ростовской области реализуют в настоящее время?

— Сейчас в Ростовской области реализуется более 560 проектов на сумму около 676 млрд рублей. Только в этом году планируется завершить около 400 проектов с общим объемом инвестиций более 150 млрд рублей. Это даст региону более 14 тысяч рабочих мест.

— В прошлом году регион стал одним из немногих в стране, которые показали рост по инвестициям — на 23%. Какие проекты дали максимальный прирост и на какие вы делаете ставку в этом году?

— В 2023 году мы завершили и ввели в эксплуатацию «Шахтинский полиэфирный завод» — это первое в России завод по производству полиэфирного штапельного волокна. Хочу отметить, что этот проект важен не только с точки зрения инвестиций и создания новых рабочих — предприятие готово заместить 60% рынка продукции, которая ранее импортировалась. Таким образом решается принципиальная задача по созданию технологического суверенитета, поставленная президентом нашей страны. И, что очень важно для бывшей шахтерской территории, на заводе будет создано до 400 рабочих мест.

Также весомую долю инвестиций региону принесли зерновой терминал ООО «РММП-Зерно», новое производство «Технониколь».

Уже в этом году запущен ряд крупных машиностроительных проектов — это тракторный завод «Ростсельмаш», завод по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники «Клевер», завод по производству автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов «Новая динамика».

Думаю, что до конца года начнут работу завод по производству цинковых белил «Эмпилс-цинк» в Ростове-на-Дону, производство льняного масла «АСВА» в Азовском районе, а также завод по выпуску осветительных светодиодных приборов «Технологии света» в Таганроге. В регионе создается уникальный кластер радиоэлектронной промышленности — в этом году мы ждем запуска ростовской площадки компании «Бештау», которая станет центром кластера.

Весомый вклад в развитие региона вносят проекты комплексной жилой застройки территории старого аэропорта «Новый Ростов», строительство микрорайона «Левобережье», распределительного центра «Вайлдберриз», создание комплексов «НЗНП» по производству топлива. Нельзя здесь не отметить и вторую очередь завода «КСМК-Север» по выпуску ячеистого бетона, комплекс по глубокой переработке зерна пшеницы.

— В прошлом году на Ростовскую область пришлось 19,6% от общего объема аграрного экспорта страны. За счет чего произошел рост и каких результатов ждем в 2024 году?

— По итогам 2023 года из региона было экспортировано 28,9 млн тонн сельхозпродукции, это почти в 1,5 раза больше по сравнению с 2022 годом. Так, в 2,2 раза увеличился экспорт гороха, нута, и чечевицы. Новыми рынками для этих культур стали Китай, Марокко, Алжир, Португалия и Румыния. В 2023 году Увеличились отгрузки таких овощей и бахчевых культур, как лук, дыня, арбуз и картофель, основными импортерами стали Грузия, Узбекистан, Южная Осетия и Белоруссия. Турция значительно увеличила объемы закупок лука. Новыми странами стали Польша и Латвия. Почти на треть увеличился в 2023 году экспорт печенья — третья часть продукции приходится на КНР.

В целом же сегодня донская продукция поставляется практически в 100 стран мира. По-прежнему основная доля в общем объеме экспорта — около на 71% — приходится на зерновые, 16% занимает продукция масложировой отрасли.

— Вы уже упомянули о проектах строительства новых жилых районов — «Новый Ростов» и Левобережье, которые создаются в соответствии с принципами КРТ. Какая дополнительная транспортная и энергетическая инфраструктура планируется для новых районов, учитывая, что нагрузка на существующие магистрали заметно возрастет?

— Для решения этих задач администрацией Ростова-на-Дону уже заключены контракты на разработку проектной документации по строительству нескольких новых транспортных развязок: по ул. Берберовская — ул. Вересаева и на пересечении въезда на территорию старого аэропорта и автомобильной дороги по пр. Шолохова, а также на строительство дорог от перекрестка ул. Вересаева — ул. Берберовская до въезда на территорию старого аэропорта с пр. Шолохова и «бульвар Авиаторов».

На территории застройки Левобережья также разрабатывается проектная документация на строительство магистральной улицы и съезда с транспортной развязки от ул. Пойменная и строительство автомобильной дороги восточнее Гребного канала «Дон» от Бориса Слюсаря в южном направлении. Планируем получить положительные заключения госэкспертизы уже в июне 2024 года. После этого будет рассмотрен вопрос о выделении средств на реализацию этих объектов.

Разработана и согласована с системным оператором схема внешнего электроснабжения. Объекты первого этапа застройки жилья уже обеспечены необходимыми объемами электроэнергии. Дальнейшая потребность реализации проекта будет обеспечиваться за счет строительства электрической подстанции мощностью 40 МВт, завершение работ планируется в 2026 году.

Водоотведение канализационных стоков будет обеспечено 62-м коллектором, работы по его строительству завершаются. Во всех проектах предусмотрено устройство системы ливневой канализации со строительством двух групп очистных сооружений. Для объектов капитального строительства в районе «Новый Ростов» предусматривается комплексный подход к обеспечению инженерной инфраструктурой.

— Как будет решаться проблема застройки левого берега Дона с учетом проблем с гидрологией?

— Конечно, размещение жилой застройки в левобережной части Ростова-на-Дону возможно исключительно в соответствии с документацией по планировке территории. При ее разработке прорабатываются все необходимые меры инженерной защиты территории проектирования. В случае с Левобережьем также будут проведены все необходимые предпроектные инженерные работы, направленные, в том числе, на обеспечение защиты от подтопления грунтовыми водами.

— В 2025 году планируется запуск Ростовского транспортного кольца. Как оно повлияет на экономику и инвестиционную привлекательность региона?

— Ростовское транспортное кольцо — это масштабный проект по созданию маршрутной сети из федеральных, региональных и местных дорог общей протяженностью более 110 км. Он соединит между собой 12 автодорог, некоторые из которых только предстоит создать. Уже введены в эксплуатацию вновь построенные обход города Аксая, северный обход города Ростова-на-Дону, реконструирован Южный подъезд к городу Ростову-на-Дону от магистрали М-4 «Дон».

С 2022 года мы строим «Северный радиус» в составе РТК, куда входит четыре объекта капитального строительства: уже построили мост через водохранилище Ростовское море в Ростове-на-Дону, в плане — строительство трех транспортных развязок на Северном обходе. Строительство двух из них, я полагаю, планируется завершить в этом году, а строительство Темерницкой развязки начинается в текущем году и завершится до конца 2025 года.

Другой важнейший проект в составе РТК — строительство автодороги «Западная хорда». Сегодня поток грузового и пассажирского транзитного транспорта двигается по ул. Малиновского и ул. Всесоюзная, нагружая дорожную сеть Ростова. Интенсивность в пиковые периоды составляет более 25 тыс. автомобилей. «Западная хорда» станет вылетной трассой и позволит решить уже назревшие транспортные проблемы микрорайона Левенцовский и прилегающих территорий Мясниковского района, а также стимулирует развитие этих территорий. Строительство объекта завершится в 2024 году.

Актуальность формирования Ростовского транспортного кольца со временем только растет, так как оно обеспечит беспрепятственный транзит автотранспорта на территорию субъектов Донбасса, Новороссии и Республики Крым.

— Анонсировано создание Азово-Черноморского кластера, который объединит несколько регионов. Каким образом Ростовская область будет встроена в эту структуру?

— Ростовская область является одним из девяти регионов-участников Азово-Черноморского кластера, причем стратегически важным — по нашей территории идут железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги федерального значения, морские порты со статусом международных.

В рамках развития этого кластера запланирована реализация проектов создания транспортной инфраструктуры, развития туризма, рост инвестиционной привлекательности и градостроительного потенциала территорий. Одним из таких проектов также является развитие автотуризма. В частности, на территории Ростовской области реализуется межрегиональный туристический маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства». Сейчас ведется работа по присвоению маршруту статуса «национальный туристический маршрут», что позволит привлечь дополнительный туристический поток в регион.

Pro
Партнер не платит налоги: когда это станет проблемой вашего бизнеса
Pro
Быстрее Nvidia: как любимый бренд одежды Хемингуэя восстал из пепла
Pro
От ашрама до Уолл-стрит: бывший монах — о стратегиях для счастливой жизни
Pro
Как высокая ставка ЦБ отразится на дивидендах российских компаний
Pro
Как инвестировать в доллар на Мосбирже в отсутствие самого доллара
Pro
У вас есть ₽1,5–2 млн на открытие дела. Как выбрать «ту самую» франшизу
Pro
К черту амбиции: почему зумеры отказываются от повышений — Fast Company
Pro
Как именитые автопроизводители ошибались с неймингом