Ирина Узденова: «Старозолотовский станет всесезонным туркластером на Юге»
Этно-хутор Старозолотовский расположен в Константиновской районе Ростовской области. Проект включает этнографический музей под открытым небом «Тихий Дон», посвященный казачьей культуре. В экспозиции также использованы декорации, привезенные со съемок фильма «Тихий Дон» Сергея Урсуляка. В 2022 году хутор Старозолотовский получил вторую звезду французской ассоциации «Сто красивейших городков и деревень мира».
— С чего начинался ваш проект этно-хутор Старозолотовский, и почему было принято решение сделать акцент на культурно-исторический код?
— Эта история началась очень давно, более 20 лет назад наша семья приобрела на берегу Дона, в живописнейшем месте, в Старозолотовском, казачий домик на крошечном участке земли. Это была любовь с первого взгляда! На семейном совете было принято решение не вмешиваться в самобытность этого края. Мы постарались гармонично «встроиться» в эту красоту, природный ландшафт, традиции: не строить здесь кирпичных домов и высоких заборов. С этой идеи и началась история развития Старозолотовского. На сегодняшний момент, оглядываясь назад, мне даже трудно представить, что когда-то все начиналось именно с этого маленького домика. Воистину «глаза боятся, а руки делают».
— В прошлом году Старозолотовский получил вторую звезду французской ассоциации «100 красивейших городков и деревень мира». Кто выступил инициатором для рассмотрения проекта?
— Инициатором выступила французская ассоциация «Самых красивых городков и деревень России», 5 лет назад они обратились к нам с предложением. Это было большим и приятным сюрпризом, совершенно неожиданным для нас. К визиту делегации во главе с заместителем посла Франции в России мы уже провели колоссальную работу по развитию этого места: восстановили храм, создали музей, воскресную школу, два музыкальных детских коллектива. К хутору были проведены дороги, газ, водопровод, работал общественный транспорт. Из 60 пунктов требований мы сразу же соответствовали 40, и нам дали первую из трех звезд ассоциации.
Перспектива была такова, что через 5 лет мы сможем претендовать на вторую звезду. Но уже через 3 года французская ассоциация вручила нам вторую звезду досрочно, потому что мы уже реализовали проекты, которых нам не хватало для абсолютного соответствия. Для нас очень почетно стоять в одном ряду с таким населенным пунктом, как, например, Ростов Великий, у которого тоже две звезды.
Характер инвестиций
— Может ли хутор Старозолотовский стать всесезонным туристическим кластером, и что для этого нужно?
— Этно-хутор — это музей под открытым небом и в зимний период приток туристов минимальный. Поэтому действительно сегодня наша основная цель — сделать Старозолотовский привлекательным для туристов в течение всего года. Для этого уже реализованы многие идеи. У нас заработал ресторан — это серьезное подспорье для нас, потому что турист, приезжая, нуждался в том, чтобы передохнуть, попробовать традиционную казачью кухню. В скором времени у нас откроется необычный интерактивный проект, под названием «Калачная». Здесь будут проводиться мастер-классы по приготовлению казачьих блюд и театральные зарисовки из истории казачьего быта и местных традиций.
В хуторе функционирует торгово-выставочный комплекс, в котором представлены товары и сувениры с местным колоритом, и здесь регулярно проводятся выставки донских художников. Именно здесь мы проводим круглые столы, поэтические вечера, лекционные встречи. Это тоже содействует привлечению публики в наш хутор в любое время года.
Большим недостатком остается отсутствие гостиничного комплекса, над этим мы работаем в настоящий момент. Сейчас мы имеем только два гостевых дома, и это не решает спрос, который очень велик, особенно в летнее время. Вот это наши основные задачи сегодня.
В перспективе создание дополнительных экспозиций в рамках музея. Экспозиция посвященная виноделию, как исконно-казачьему занятию. Вокруг хутора уже посажено много виноградников, а в проекте есть собственная винодельня. Отмечу, что лоза самого именитого сорта винограда России — Красностоп Золотовский — зародилась именно в Старозолотовском. Отсюда и название.
В целом, работа идет очень активно, и я уверена, что в следующем году гостиничный комплекс у нас уже будет функционировать.
— Какие инвестиции для этого требуются, и можно ли сегодня «этно-хутор Старозолотовский» назвать коммерческим проектом?
— Генерального плана развития «Этно-хутора Старозолотовский» не существует. Возможно, это неправильно, возможно непрофессионально. Многие проекты мы реализуем импульсивно, и какие-то инвестиции предположить сложно. Например, недавно моему супругу пришла идея убрать все столбы для линий электропередач, чтобы они не мешали восприятию красоты местности. Точно также возникла идея посадки полей лаванды. Реализация таких незапланированных проектов, конечно, требует огромных инвестиций — физических и финансовых.
Коммерческим назвать «Этно-хутор Старозолотовский» сложно, и музей «Тихий Дон» на сегодняшний день тоже нуждается в наших регулярных инвестициях. Более того, он и не задумывался как коммерческая история. Мы хотели сохранить декорации со съемок киноэпопеи «Тихий Дон» режиссера Сергея Урсуляка. За 400 км мы перевезли эти декорации в наш хутор и целый год занимались их восстановлением. Хотя «восстановлением» это трудно назвать, многое мы делали с нуля, включая казачьи курени, также как их строили казаки 100 лет назад.
Музей «Тихий Дон» для меня — это изначально семейный проект, который превратился в социально-красивую просветительскую историю Ростовской области. Идеологом музея был мой супруг Али Муссаевич Узденов, который все это воплотил в жизнь
И сейчас на примере трех куреней, представленных в нашем музее, мы рассказываем об истории, быте казаков трех разных сословий. Особенно важен для нас интерес детского туризма. Мы рады, что имеем возможность показать подрастающему поколению традиции родного края.
Возврат к корням
— В прошлом году Ростовскую область посетило свыше 3 млн туристов, в этом году власти фиксируют рост на 60%. По вашим оценкам, с чем связан такой рост?
— Интерес к внутреннему туризму очевиден. В сложившейся ситуации, вектор туризма направлен внутрь страны, к нашей истории. И я думаю, что туристический потенциал Ростовской области — огромен. Интерес ко всему настоящему, самобытному растет. Сейчас обнажается настоящее — то, в чем нельзя человека обмануть. «Это все мое — родное» — это где-то в глубине на генетическом уровне, возврат к своим традициям и корням. Я счастлива, что моя семья с нашим проектом, таким, может быть, маленькими в масштабах России, является непосредственным участником и вносит крупицу, лепту в этот процесс. Процесс возрождения, уважения, почитания, любви и серьезной оценки того, что мы имеем. У нас огромный пласт традиций, которые нам нужно беречь и сохранять всем вместе.
— Как ощущаете этот туристический всплеск в Старозолотовском?
— Рост интереса велик. Спрос, на мой взгляд, превышает предложение. Но нужно учитывать, что наш хутор — это не просто музей, это место, где живут люди. И поток туристов, который к нам устремляется, безусловно вызывает трудности для нас и местного населения. Тяжело справиться маленькому хутору, в котором всего лишь 40 домов с потоком в 500, или тысячу человек в день. Например, на нашем фестивале «Золотовские купола» количество гостей достигает 2 тысячи человек. Первостепенная задача этот туристический поток сделать организованным. Для этого мы многое сделали. Например, расчистили пляж, чтобы люди имели возможность побывать на берегу Дона. Туриста также нужно заинтересовать информационно. Для этого делаются дополнительные эко-тропы, где мы размещаем исторические и экологические справки о флоре и фауне нашего края. Даже прогулка по нашему хутору уже превращается в экскурсию среди домиков, крыши которых крыты чаканом, а окна украшены резными наличниками.
Промыслы распробовали маркетплейсы
— Вы также являетесь членом наблюдательного совета Семикаракорскойкерамики. Расскажите, как сегодня развито производство народных промыслов, и какой объем выпускаемой продукции на этом предприятии?
— Мы занимаемся поддержкой этого промысла уже почти 20 лет. Что касается предприятия сейчас — оно жизнестойко, развитие — прогрессивно. Но все равно фабрика нуждается в субсидиях и инвестициях. Существовать самостоятельно пока она не может, даже несмотря на прирост выпускаемой продукции примерно в 40%.
Два года назад мы вышли на рынок Москвы, открыли первый фирменный магазин. К сожалению, пока это единственный магазин, который существует за пределами Ростова и Ростовской области. Мы также представлены на маркетплейсах, и это дало серьезное увеличение продаж.
— Какие у вас дальнейшие планы по развитию предприятия, возможно по расширению сети фирменных магазинов?
— Мы работаем со многими оптовиками, которые выставляют нашу продукцию во всевозможных маленьких сувенирных лавочках, во многих городах России. В настоящий момент мы не имеем ресурса, чтобы открыть свои фирменные магазины в других регионах. Даже открытие магазина в Москве — это серьезный прорыв, и я хочу сказать, что после двух лет существования только сейчас он вышел на относительную самоокупаемость. Следующая наша цель — это, конечно, фирменный магазин в Санкт-Петербурге.
— С какого периода вы начали работать с маркетплейсами, ощущаете ли рост спроса со стороны потенциальных покупателей?
— На самом деле, это оказалась не такая легкая история, зайти на наши маркетплейсы — не так-то просто. Порядка двух лет мы выставляем там наши продукты и, конечно же, продажи очень выросли. Благодаря им выросли продажи и нашего интернет-магазина. В общей сложности, как минимум на 60%. При этом общий онлайн-товарооборот превышает живые продажи в наших торговых точках.
— С какими проблемами сегодня сталкивается эта отрасль в целом?
— Самая большая проблема сегодня — это сохранение промыслов России! Потому что в промыслах — «соль» нашего культурного кода. Они впитали в себя традиции и культуру народа. Мы не должны стать поколением, при котором они будут утрачены. В связи с этим, главная задача наблюдательного совета Семикаракорской керамики — сохранение преемственности традиций промысла, передачи опыта от старшего поколения младшему.
В настоящий момент на нашей фабрике работает 200 человек. Пять мастеров — члены Союза художников России. Средний возраст человека, работающего на нашем предприятии — за 50 лет. Серьезная проблема — привлечь к нам именно молодежь, потому что они уезжают из города Семикаракорск в столицу области и другие регионы. Поэтому на базе агротехникума (Семикаракорский агротехнологический техникум — прим. ред.) мы создали живописный факультет народного промысла. Он начнет функционировать с сентября. Мы надеемся, что студенты, которые придут туда, останутся на нашей фабрике, в своем городе, и продолжат традиции Семикаракорской керамики — единственного официально зарегистрированного народно-художественного промысла на Дону.