Место под солнцем, 20 авг, 13:28

Мананкина: объединенная зона охраны защитит центр Ростова от высоток

Вице-спикер донского парламента Светлана Мананкина — об эффекте объединенной зоны охраны, внедрении дизайн-кода и привлечении бизнеса к реставрации.
Читать в полной версии
Фото: Личный архив Светланы Мананкиной

На протяжении многих лет тема сохранения исторических центров городов остается актуальной, в том числе в городах Ростовской области. В конце 2023 года правительство региона утвердило для Ростова-на-Дону объединенную зону охраны, в которую вошел 491 объект культурного наследия, включая выявленные, а также 623 ценных объекта историко-градостроительной среды. Заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Светлана Мананкина рассказала РБК Ростов, как этот документ повлиял на исторический центр донской столицы и что необходимо для вовлечения бизнеса в сохранение исторического наследия.

Города под охраной

— Как утверждение объединенной зоны охраны изменило жизнь исторического центра Ростова-на-Дону? Какие промежуточные итоги можете подвести?

— Действительно, в декабре 2023 года постановлением правительства Ростовской области была установлена объединенная зона охраны объектов культурного наследия исторической части города Ростова-на-Дону. Этот документ призван на долгие годы определить градостроительную и хозяйственную деятельность на этой территории. С момента его принятия город начал методично вносить изменения в нормативные документы, например, в правила благоустройства и правила землепользования и застройки. В последних это в первую очередь коснулось допустимой этажности.

В целом проанализировать и скорректировать все документы, в которых есть те или иные требования и регламенты для ведения деятельности в объединенной зоне охраны ОКН,— достаточно длительная процедура. Думаю, многие результаты мы увидим позже, но уже сейчас как минимум не выдаются разрешения на строительство в центре города домов выше 24 метров.

— Планируется ли разработка подобных документов в других городах Ростовской области? Насколько подобные меры необходимы, например, в Таганроге и Новочеркасске, где сохранилось достаточно много объектов архитектурного наследия?

— Решение об утверждении объединенной зоны охраны диктуется прежде всего плотностью расположения объектов культурного наследия. Если таких объектов много, то для упрощения и упорядочения деятельности на такой территории смысл в ее установлении есть. В частности, для Новочеркасска такой документ принят в 2023 году, а для Шахт — в 2021 году. Что касается Таганрога и Азова, то для них подобные документы появиться не могут, так как оба города входят в перечень исторических поселений федерального значения. Это значит, что охраняются не отдельные объекты культурного наследия, а в целом историческая территория. Для таких городов тоже устанавливаются регламенты и требования к деятельности в них, но это прерогатива Министерства культуры РФ, а не региональных властей.

Дизайн-код приведет к порядку

— Совместно с Центром компетенций по развитию городской среды вы занимались разработкой дизайн-кода Ростова-на-Дону. Был ли принят указанный документ? Как утвержденные нормы скажутся на внешнем облике города?

— Проект дизайн-кода Ростова-на-Дону разработан, но как нормативный документ он пока не принят. Сейчас мы находимся на сложной стадии согласования тех требований, которые предлагается установить для разных параметров городской среды: для фасадов, навигации, элементов благоустройства, информационных и рекламных конструкций, киосков, летних кафе и так далее. Утверждение дизайн-кода не должно обернуться большими затратами для бюджета города и предпринимателей. Поэтому важно понять, какие требования для создания единой безопасной и комфортной городской среды являются обязательными, а какие, возможно, избыточными. Кроме того, очень важно, чтобы требования имели однозначное толкование, без двойного прочтения. Ведь дизайн-код станет частью правил благоустройства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Надеюсь, длительную процедуру согласования и утверждения дизайн-кода до конца года мы пройдем.

— Сколько времени, по вашему прогнозу, необходимо, чтобы в Ростове стали заметны результаты утверждения данного документа?

— Я сторонник довольно длительного переходного периода, особенно в отношении требований, которые касаются деятельности предпринимателей. Можно, приняв дизайн-код, оставить малому бизнесу всего полгода, чтобы привести, к примеру, вывески в соответствие новым требованиям, а можно дать более длительный срок — 3-5 лет. За это время вывеска сама устареет, а следующая уже будет делаться по правилам дизайн-кода.

Желание, чтобы городская среда менялась быстро, конечно, есть. Но мы должны понимать, что это потребует дополнительных затрат, в том числе из бюджета города. Оптимально, когда влияние дизайн-кода становится заметным лет через пять.

Стимул к реставрации

— Вы выступили с предложением выделять застройщикам участки без торгов в том случае, если они обязуются восстановить объекты культурного наследия. Эту идею поддержал губернатор Ростовской области Василий Голубев. Какая работа сейчас ведется в этом направлении?

— После одобрения моего предложения губернатор дал поручение проработать такой механизм региональному министерству имущества. На первый взгляд инициатива довольно простая: мы предлагаем землю без торгов, а за это обременяем застройщика восстановлением объекта культурного наследия.

Однако механизм требует пересчета затрат. В том числе того, сколько стоила бы земля, если бы муниципалитет или регион отдавал ее на торгах, и сколько реально стоит отреставрировать и приспособить к современному использованию конкретный объект культурного наследия. Пока понятной для всех методики мы не нашли.

— Какие на данный момент есть инструменты, которые мотивируют бизнес заходить в реставрацию объектов культурного наследия? Насколько активно ими пользуются донские предприниматели?

— На федеральном уровне предусмотрены два механизма, которые должны стимулировать вхождение бизнеса в сохранение объектов культурного наследия. Первый инструмент — это льготная аренда за 1 рубль, а второй — льготная приватизация. Если памятник архитектуры находится в аварийном состоянии, владелец может выставить его на торги с начальной ценой продажи 1 рубль и требованием к новому собственнику восстановить объект.

Пока в Ростовской области есть только один пример льготной аренды на 49 лет. Это старинный особняк, известный как дом Сидорова, расположенный на улице Чехова, 97 в Таганроге. В прошлом году был заключен договор, согласно которому арендатор должен в течение семи лет провести его реставрацию. Пока он этого не сделает, арендная плата за здание составляет 50 тыс. рублей в месяц. После проведения восстановительных работ стоимость снизится до 800 рублей за квадратный метр. Эти условия будут действовать на протяжении 49 лет.

Перечисленными механизмами у нас в регионе пользуются неактивно. И это при том, что в муниципальной собственности аварийных памятников архитектуры очень много. Сдвинуть процесс с мертвой точки, на мой взгляд, можно только при активной работе местной власти. На сегодняшний день этой активности явно недостаточно. Но я оптимист.

В рамках проекта «Место под солнцем» Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ рассказывает о том, как меняются города в ответ на современные вызовы, какие драйверы станут фундаментом для развития южных регионов, как территории становятся привлекательными для отдыха и постоянной жизни.

Pro
Какие 11 научных способов помогают продлить жизнь и меньше болеть
Pro
Как меняются корпоративные инвестиции в России: тренды и нюансы
Pro
Покупка, аренда и флиппинг. Как заработать на жилье в Санкт-Петербурге
Pro
«Запутанное состояние экономики». Нассим Талеб предсказал крах рынка США
Pro
Выпить кофе и лечь спать: в чем секрет бодрящего лайфхака дальнобойщиков
Pro
Почему в США теряют интерес к «культуре пробуждения»
Pro
Scrum-мастер зарабатывает до 350 тысяч рублей в месяц. Как им стать
Pro
Кто потеряет предприятия, полученные в 1990-е. И есть ли шанс на возврат