Ростов-на-Дону, 25 окт 2017, 16:21

Основатели K-ino.ru: «Киноклуб может стать бизнесом где угодно»

Основатели ростовского кинолектория k-ino.ru Евгений Миронюк и Карина Мартазинова рассказали РБК Юг о своем проекте и его продвижении, а также о том, почему они не будут показывать «Матильду»
Читать в полной версии
Фото: Коллаж предоставлен киноклубом K-ino.ru

Проект K-ino.ru появился в Ростове в 2011 году, когда группа ростовчан привезла в донскую столицу фильм Вима Вендерса «Пина». Регулярно клуб начал работать с августа 2016 года. Показы проходят в формате «Лекция-Фильм-Обсуждение». Следующее собрание киноклуба пройдет в декабре 2017 года. На нем представят фильм «Голгофа» режиссера Джона Майкла МакДона.

Как возникла идея читать лекции перед фильмом?

Евгений Миронюк: Мы смотрим непростые картины. Основная идея каждой лекции — погружение в среду фильма. Ты не просто пришел и смотришь, тебе нужно подготовиться, ощутить все, обрасти образами того, во что ты погружаешься. Наша задача — погрузить человека в образность того, что он будет смотреть, не раскрывая фильм до конца.

Как часто проходят просмотры?

Е.М.: Изначально мне казалось, что мы будем собираться раз в два месяца, не чаще. Сейчас мы проводим мероприятия в среднем пару раз в месяц.

Насколько проект популярен у зрителей?

Е.М.: Если мы смотрим какой-то новый фильм, то зал полный. Чем старше фильм, тем сложнее набрать на него людей. Но каждый раз приходит больше половины зала. Мы делаем упор на то, что предлагаем другой формат. Те, кто постоянно ходят на наши мероприятия, идут именно на формат.

За это время сформировалось ядро клуба?

Е.М.: Его формируют около 50 человек — это те, кто постоянно ходят и участвуют в обсуждениях. Сейчас мы экспериментируем с лекторами. У нас работают две площадки: в киноцентре «Большой» и в Театре 18+. В «Большом» выступают лекторы, которые уже зарекомендовали себя. А театральная площадка — это своеобразная «песочница», где мы пробуем лектора перед тем, как перевести его на большую площадку. Хотя атмосфера кинотеатра и театра — это абсолютно разные вещи, поэтому для некоторых, наиболее камерных и нежных тем мы всё же выбираем театр, даже несмотря на мегалектора!

На каких условиях вы работаете с киноцентром «Большой»?

Карина Мартазинова: Мы нашли удобную для нас схему: мы продаем билеты через их кассу, они берут себе определенный процент от выручки.

Первые показы были в «Доме кино». Почему вы сменили площадку?

К.М.: Да, действительно, был вариант с «Домом кино». У них для мероприятий нашего формата очень правильный зал: есть амфитеатр, система освещения, акустика, сцена. Там хорошо, но у них нет системы электронной продажи билетов. Это менее удобно. «Большой» смог предложить очень гибкую схему работы.

Вы зарегистрированы как юрлицо?

Е.М.: Да, мы получили регистрацию. Дело в том, что физлицо может заниматься организацией просмотров только теоретически, но на практике гораздо проще, если ты оформлен.

Какова себестоимость мероприятия? Окупаются ли вложения?

Е.М.: Окупаемость сейчас 50/50 — на каждое прибыльное мероприятие есть одно убыточное. Мы пока примеряемся и формируем структуру, так что агрегированный из прибылей и убытков ноль — это даже выше ожиданий. Предполагалось, что в первый год будет все же убыток. Так что мы рады.

Существование подобного клуба в Ростове можно назвать бизнесом?

Е.М.: Я думаю, что киноклуб может стать бизнесом где угодно. В нашем формате показ фильма — это стержень, он может составлять основу бизнеса, но должно быть что-то еще. Например, я постоянно общаюсь с людьми, пытаюсь привлечь кого-то интересного. Так, в качестве лектора у нас был Антон Долин (известный российский кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»). Есть планы привезти в Ростов Андрея Звягинцева, но позже, когда уляжется ажиотаж вокруг Оскара.

Не думали организовать показ «Матильды» (нашумевший фильм режиссера Алексея Учителя, выходит в российский прокат 26 октября 2017 года)?

Е.М.: Нет, не планировали. Сейчас эта тема хайповая, и все. Я не пойму, о чем мог бы говорить лектор. О Николае Втором? Мне это неинтересно.

Как организованы показы в киноклубе с правовой точки зрения?

К.М.: Если нас интересует какой-то фильм, мы ищем, у кого есть права на него, и связываемся с ними. Если фильм новый, то права на его показ продает студия. Если фильму много лет, то чаще всего право показа есть у маленькой компании.

Е.М.: Купить права на один показ фильма в кинотеатре не очень дорого. В зависимости от разных факторов это стоит от 5 до 20 тыс. рублей. Ну, это если речь идет не о фильме, который в расписании кинотеатра. Тогда право показа у самого кинотеатра. Так смотрели-обсуждали фильмы «Патерсон», «Ученик», «Призрак в Доспехах», «Нелюбовь».

Лектор киноклуба Ольга Джумайло

Где вы продвигаете свой проект?

К.М.: Чаще всего это Интернет, соцсети. Недавно дали рекламу в некоторых СМИ, разместили объявления о показе. Но это пробный шар — мы основывались на личном знакомстве с журналистами. Пока непонятно, насколько это эффективно.

В перспективе вы готовы вкладывать средства в продвижение в СМИ?

Е.М.: Нет, не готовы. В нашем деле нет той маржинальности, которая позволяет подключать какие-то серьезные механизмы. Это, по сути, домашний проект. Процесс создания бизнеса начинается с эскиза. То, что мы делаем, это эскиз.

Чаще всего вы представляете зарубежные ленты. С чем это связано? Будет ли российское кино?

Е.М.: Зарубежного кино, в принципе, больше российского. Соответственно, хорошего зарубежного кино больше, чем хорошего российского. Мы думали о том, чтобы в начале следующего года показать Тарковского.

Что для вас сейчас киноклуб?

К.М.: Для меня как для представителя молодого поколения это возможность посмотреть хорошее кино на большом экране с настоящим звуком и ощущением кинотеатра. Почувствовать, для чего это всё создавалось. Важно и наличие лектора. Когда зрители смотрят фильм, они считывают примерно 50% информации, заложенной автором, а лектор помогает понять больше.

Е.М.: Я делал проект для себя. В какой-то момент понял, что чаще всего смотрю сериалы, а времени на просмотр хорошего кино у меня почти нет.

Кроме того, просматривая фильмы, я раньше ограничивался своим взглядом. Карина сказала, что классно, когда приходит лектор, который погружает тебя в фильм, но в то же время лектор навязывает определенное мнение, которое зачастую тенденциозно. Для меня самое классное — в обсуждении, а не в лекции. Именно в ходе обсуждения рождаются смыслы, о которых ты и думать не думал. Я получаю от этого удовольствие.

Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре