Ростов-на-Дону, 26 сен 2016, 09:30

Ростовская АЭС: В благотворительность надо вкладывать не только миллионы

О социальных и благотворительных проектах Ростовской атомной станции в интервью РБК Юг рассказал заместитель директора Ростовской АЭС по управлению персоналом Михаил Рябышев
Читать в полной версии
Фото: предоставлено пресс-службой
Фото: предоставлено пресс-службой

Суть благотворительности

В последние годы появилось что-то вроде «моды» на благотворительность, при этом даже у крупных компаний не всегда получается реализовать по-настоящему эффективный проект в этой сфере. Ростовская АЭС за последние 5 лет направила на благотворительность более 60 млн. руб. Расскажите, что именно удалось сделать с помощью этих средств?

Благотворительностью мы занимаемся давно и системно, каждый год планируя основные направления этой деятельности. Мы считаем, что благотворительность (и вообще социальная работа) требует очень «тонких настроек», поэтому руководство атомной станции лично участвует в проработке этих вопросов.

Кому мы отдаем приоритет? Прежде всего, это люди, остро нуждающиеся в помощи – медицинской, социальной, адаптивной. Это больные дети, люди с ограниченными физическими возможностями, ветераны. Кроме того, мы уделяем достаточно много внимания проблемам территории, на которой расположена АЭС. И, конечно, не оставляем без внимания медицинские учреждения, многим из которых сегодня требуется поддержка.

При этом мы ни в коем случае не подменяем собой бюджет – это наша принципиальная позиция. Мы всегда помогаем адресно, конкретному человеку или группе людей.

Есть ли у благотворительной деятельности РоАЭС некая общая «идеология»? И если да, то в чем она состоит?

Мы позиционируем себя как сильное, стабильно работающее предприятие, которое даже в кризис продолжает расти за счет того, что мы делаем производство более эффективным. А поскольку мы сильные, то должны помогать слабым – в этом, наверное, и состоит наша основная «идеология».

Какие конкретные благотворительные проекты реализует Ростовская АЭС и какие из них можно назвать самыми затратными?

Знаете, мне не хотелось бы вообще говорить о затратах, называть суммы. Мы не скрываем их, но и не афишируем, потому что не в этом суть благотворительности. К тому же, далеко не всегда важность проекта, тот эффект, который он дает, сопоставимы с объемом средств, на него потраченных.

Например, мы потратили не так уж много средств на наш проект «Солдатская могила», который сами придумали и сами реализовали к 70-летию Победы. Но результат намного превзошел наши ожидания.

Расскажите подробней об этом проекте – в чем была его цель, что удалось сделать?

Мы решили восстановить заброшенные солдатские захоронения в 30-километровой зоне вокруг атомной станции. Проехали по селам, привлекли поисковиков, местных жителей, организовали диалог с местными органами власти...

Мы удивились, насколько люди активно включились в эту работу! Только в Волгодонске на наш призыв присоединиться к акции откликнулось столько желающих, что у нас не хватало автобусов, чтобы привезти всех к местам работ. Мы очищали заброшенные могилы от мусора, красили, где-то заменяли оградки, укладывали тротуарную плитку, отсыпали дорожки щебнем, поставили несколько новых обелисков... В общей сложности мы восстановили шесть братских могил наших воинов.

Конечно, будем продолжать и даже расширять географию, потому что люди сами хотят продолжать эту работу. Мы очень трепетно относились к этому проекту – нам хотелось увлечь людей сохранением своей истории. Чтобы наши молодые атомщики, да и просто молодые люди, помнили о том, какой ценой мы победили в Великой Отечественной войне. И я считаю, что у нас получилось.

А есть еще подобные примеры, когда небольшие вложения приносили такой значимый результат?

Подобный пример – наше сотрудничество с городской больницей №1 Волгодонска. Началось с того, что мы заменили окна в кардиологическом отделении. Это действительно нужно было сделать, там окна не менялись с 1964 года. Стали думать, что еще можно сделать для отделения – и нашли неожиданное решение. Мы объявили городской конкурс детского рисунка «От сердца к сердцу» и получили 150 детских работ, излучающих позитив, действительно идущих от сердца! Всех авторов мы наградили, а из рисунков сделали картины в рамках и украсили ими все отделение больницы.

И снова результат превзошел ожидания. Это оказалось очень нужно и детям – они увидели, что их творчество замечают и ценят, и пациентам кардиологии, которые стали больше улыбаться, глядя на эти картины. Тоже, своего рода, терапевтический эффект. Но т.к. больница в Волгодонске не одна, мы решили, что конкурс теперь будем проводить ежегодно.

Мы много лет помогаем школе-интернату «Восхождение» в Волгодонске. В этом году провели турнир по плаванию для детей с ограниченными физическими возможностями. Всего было более 100 участников. Это стало настоящим событием, все настолько стремились проявить себя… Я хочу сказать, что многим взрослым можно поучиться у этих детей мужеству и целеустремленности в достижении поставленной цели. И это важнее понесенных затрат. Пусть и небольших, как в данном случае.

Мне кажется, что сегодня нашему обществу не хватает понимания того, что благотворительность – это не обязательно многомиллионные суммы. Прежде всего, в это нужно вкладывать сердце. И мы стараемся, чтобы такие проекты были у нас ключевыми.

Например, в этом году совместно с волгодонским фондом «Благодарение» создали центр иппотерапии для лечения детей с ограниченными возможностями. Сейчас этот центр работает практически круглогодично, там есть отличные специалисты и уже есть удивительные результаты. В центре работают инструкторы со специализированным образованием. Это был не самый дешевый проект, к его реализации подключились и другие предприятия города, но разве можно в деньгах оценить улыбку ребенка, который до этого испытал столько боли?

Свой путь

Сейчас есть довольно много общероссийских благотворительных фондов, реализующих разнообразные интересные проекты. Не планируете сотрудничество с каким-либо из них?

Мы решили пойти по своему собственному пути – остаться на своем региональном уровне, адресно помогая тем, кто находится рядом с нами. У нас есть наши постоянные партнеры, которым мы помогаем ежегодно. Это, например, общественная организация чернобыльцев «Ликвидатор», которой мы каждый год передаем около 1 млн. руб. Может быть, это не очень большая сумма, но из этих средств они приобретают путевки в санатории, занимаются зубопротезированием – эти средства становятся очень серьезным подспорьем.

Еще одно направление, которому мы традиционно уделяем внимание – это развитие физкультуры и спорта. Например, занимаемся обустройством площадок ГТО в Волгодонске, которые оказываются очень востребованы жителями города.

Насколько эффективным оказывается взаимодействие Фондом содействия развитию муниципальных образований «Ассоциация территорий расположения АЭС»? Какие проекты удается реализовать с его помощью?

Этот фонд осуществляет свою деятельность во всех территориях расположения АЭС, на конкурсной основе финансируя социальные проекты. Конечно, наши общественные организации активно участвуют в конкурсах фонда. К примеру, один из недавних проектов – ремонт памятника жертвам террористического акта в Волгодонске. Для жителей нашего города эти события еще свежи в памяти. Каждый год 16 сентября – в очередную годовщину теракта – у памятника собираются тысячи волгодончан. Конечно, фонд не мог оставить без внимания такой проект.

Или из совсем недавних – проект «ГТО в каждый дом». Спорт становится в России одним из элементов национальной идеи. И мы всячески поддерживаем пропаганду здорового образа жизни. Благодаря помощи фонда в Волгодонске построили еще две спортивные площадки. Кстати, одним из тех, кто реализовывал этот проект, стал работник Ростовской АЭС, чемпион мира по боксу Дмитрий Кудряшов. Так спорт высоких достижений помогает простым людям поддерживать физическую форму.

«Купить» доверие невозможно

Насколько известно, Ростовская АЭС участвует в довольно серьезных проектах, которые нельзя в полной мере назвать благотворительными, но которые при этом несут большую социальную нагрузку и важны для региона в целом. Это, в частности, экологические мероприятия....

Да, мы традиционно занимаемся экологическими проектами – кстати, они как раз и оказываются самыми затратными, но иначе их реализовать невозможно. Мы ежегодно выпускаем в реку Дон мальков сазана и леща для восстановления популяции. В этом году выпустили 21 млн. штук молоди. Вообще мы очень трепетно относимся к главной водной артерии Ростовской области и очень рады, когда получается сделать для нее что-то полезное.

Ежегодно на пруде-охладителе Ростовской АЭС мы проводим альголизацию – это заселение в водоем уникальной водоросли, способной «победить» процесс цветения воды. Атомная станция и водоем-охладитель – единая природно-техногенная система, функционирование основных элементов которой взаимосвязано и взаимообусловлено. Проект по вселению хлореллы в водоем-охладитель Ростовской АЭС и в Цимлянское водохранилище стартовал в 2007 году. По словам ученых-биологов, которые проводят ежегодные мониторинговые исследования, популяция сине-зеленых водорослей в водоеме-охладителе заметно сократилась. В 2013 году проект Ростовской АЭС по борьбе с сине-зелеными водорослями получил специальный приз международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие» в номинации «Экологическая культура в промышленности и энергетике».

Если говорить о других крупных проектах, в этом году мы участвуем на условиях софинансирования в строительстве медсанчасти ФМБА России в Волгодонске, которая станет очень серьезным подспорьем для всей медицинской отрасли города. Это будет серьезный клинический комплекс с самым современным диагностическим и лечебным оборудованием, где будут обслуживаться не только работники АЭС, но и жители города. Могу сказать, что проект рождался непросто, но сейчас старт ему уже дан, подписан соответствующий договор.

Не секрет, что население территорий расположения АЭС не всегда однозначно относится к своему соседству с атомной станцией. Насколько, на Ваш взгляд, участие АЭС в жизни этих территорий, в том числе реализация благотворительных проектов, помогают изменить это отношение?

«Купить» население благотворительными проектами невозможно, и мы никогда даже не рассматривали благотворительность как некий инструмент «повышения доверия» к АЭС. Для этого ведется совсем другая работа – разъяснительная, которой занимаются профессионалы. В этой работе, прежде всего, важна открытость, и мы открыты, насколько это вообще возможно. У нас работает информационный центр. Вход свободный для всех. В год его посещают порядка 6 тысяч человек всех возрастов. Кто будет в Волгодонске – приглашаю. Все увидите сами.

Кроме этого, в 30 километровой зоне наблюдения Ростовской АЭС круглосуточно в онлайн-режиме работают 21 пост автоматического радиационного контроля – люди видят, какой у нас уровень радиоактивного фона, что он не превышает естественный.

Да, все мы помним, какие были настроения, когда принималось решение о расконсервации строительства АЭС. Но сегодня отношение населения изменилось. Люди видят, что атомщики со всей страны, приехавшие на нашу АЭС, остались здесь и не стремятся уезжать, а растят здесь своих детей. Что наша молодежь стремится не уехать из города, а прийти на работу на атомную станцию. Все это вместе дает положительный эффект – люди понимают, что при правильном отношении атом действительно мирный.