Ростов-на-Дону, 26 ноя 2015, 18:03

Эксперт: к водоочистке на Юге России нужен системный подход

Кандидат технических наук, генеральный директор компании «ЭКОС» Геннадий Зубов рассказал в интервью ИА «РБК-ЮГ» о несовершенствах системы очистки сточных вод в России, и почему компания не работает в Ростовской области.
Читать в полной версии
Фото: генеральный директор компании «ЭКОС» Геннадий Зубов

ЗАО «Компания «Экос» основана в 1990г. в Новочеркасске (Ростовская область). Компания занимается очисткой бытовых и природных сточных вод. Компания имеет собственный исследовательский центр, проектный институт и службу эксплуатации, производство очистных сооружений осуществляется на собственном заводе. Среди реализованных проектов: очистные сооружения для острова Итуруп, космодрома «Восточный», инновационного центра Сколково, города Геленджик, ФГУ «Дом отдыха «Валдай» Управления Делами Президента РФ и др. Офисы Компании открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Новгороде, Казани и др. 

Для реализации международных проектов, а также обеспечения поставок оборудования европейских производителей организованы и действуют представительства в странах: Чешская Республика (г. Прага) и Саудовская Аравия (г. Эр-Рияд).

Геннадий, расскажите как сегодня устроена система очистки в городах Юга России, и какие основные проблемы, или преимущества вы видите в этой сфере? Проблематика везде одинаковая. Качество питьевой воды сегодня оставляет желать лучшего из-за того, что очистные сооружения в большинстве городов юга, как и в России в целом, устарели. Так произошло не по чьей-либо вине, а потому что последние очистные сооружения в нашей стране системно строились еще в 1986г. Сегодня они пришли в состояние физического износа и не отвечают современным требованиям. Если говорить о строительстве новых систем очистки, могу сказать, что южные города России здесь имеют некоторые преимущества.

В частности, во многих из них нет крупных промышленных предприятий и тот осадок, который получается в результате очистки сточных вод, пригоден для многих практических нужд. Например, его можно использовать как топливо в котельных. Подобное инновационное решение мы применили при проектировании очистных для Геленджика. Вторичное использование осадка годится во многих городах Юга РФ. На территориях с развитой промышленностью, таких как Ростов или Новочеркасск, с этим аспектом сложнее. Прежде чем применять подобные технологии, нужно внимательно исследовать сточные воды, потому что в них могут быть примеси тяжелых металлов.

Какие проблемы Вы видите в Ростовской области и какие проекты, на ваш взгляд, необходимы региону? Для донского региона в основном характерны те же самые проблемы — изношенность действующих систем очистки, необходимость их замены, а также проектирование и строительство новых в связи с активным развитием территорий. Особенности Ростовской области позволяют применить здесь множество инновационных технологий, которые дадут региону не только чистую воду, что, собственно, и является целью этих проектов, но и принести другую пользу. Например, уменьшение площади санитарной зоны, которая располагается вокруг существующих очистных сооружений. Нам удалось добиться этого в Геленджике, где для проекта очистных на 50 тыс. кубометров воды радиус, при котором нельзя строить рядом жилые дома, мы уменьшили с 500 до 50 кв. метров. Такое высвобождение земель под жилую застройку можно реализовать и в Ростовской области.

К слову, сама очищенная вода вполне кондиционна и годится для любых целей, кроме питья - полива улиц, системы отопления или охлаждения и др. Эти технологии мы уже применяем в Саудовской Аравии. Есть и примеры того, когда осадок, полученный после очистки, используется при изготовлении бетона.  Вопрос в другом: что в итоге хочет получить государство, и кто пишет техзадания под эти проекты. А как показывает практика, именно это является основной проблемой на пути обновления очистных сооружений в нашей стране, так как именно с технических заданий начинается «системный» сбой.

Поясните, в чем именно заключается этот системный сбой, и к каким проблемам это приводит?

С одной стороны, правительство понимает, что в силу изношенности очистные системы надо менять. При этом на местах власти далеко не всегда представляют, что должно быть на выходе этих проектов. Это видно по техзаданиям, которые прилагаются к конкурсной документации на проектирование очистных для тех или иных объектов.

Технологий очистки существует множество, на одно техзадание можно запроектировать и настроить что угодно. Но не факт, что в данном регионе это будет эффективно. Представители власти, естественно, не имеют глубоких знаний в этой области, но решение принимать нужно. В итоге выбор делается, как правило, исходя из стоимости затрат. А это далеко не всегда хорошо и не гарантирует того, что проект будет работать.

Непонимание задачи на этапе составления техзадания приводит к тому, что проекты превращаются в мертвый груз, а государство тратит деньги впустую. Чтобы этого не было, прежде чем объявлять тот или ной конкурс на проектирование, должна проводиться большая предварительная работа. При этом цикл от сбора исходных данных до написания техзадания должен быть в одних руках, только так можно выстроить всю цепочку. Власти, как правило, этого не делают, а рынок строительства очистных сооружений в итоге напоминает дикий запад.

Другая распространенная ошибка заключается в том, что реализация проекта от сметы до строительства также находится в разных руках. При этом, когда проект уже готов, компании, которые выигрывают тендеры, начинают относиться к проекту, как к строительному объекту. Это в корне неверно, так как очистные сооружения являются инженерным объектом, а не строительным. В советское время это понимали, сейчас – почему-то нет. Основная цель – не построить объект, а чтобы он в итоге работал и давал чистую воду. Но что происходит в итоге? Пусконаладчики приходят и говорят, что система не работает, попросту говоря - костюм не сидит. 

Тем не менее, Вы реализовали достаточно большое количество проектов в нашей стране...

Все зависит от желания заказчика решить поставленную задачу. Потому что без желания двух сторон - и правительства и подрядчика - система либо не будет работать, либо будет плохо функционировать. Так как емкость рынка большая, или, попросту говоря, очистные сооружения развалены по всей стране, у нас есть возможность выбирать, где работать и осуществлять достаточное количество заказов.

Почему вы не работаете в Ростовской области?

По большей части из-за тех неверных подходов, о которых мы говорили. По многим техническим заданиям, которые были здесь написаны, очень тяжело сделать работающий проект. Например, у меня вызывает умиление техзадание для проектирование очистных сооружений для поселка Ковалевка (Аксайский район) на 25 тыс. кубометров воды. Согласно квалификации, которая рассматривается в этой конкурсной документации, над конкретным проектированием должно работать около 50 человек с 15-летним профессорским стажем. Хочется задать вопрос: серьезный научный институт должен заниматься проектированием? Это же смешно! Например, я со своей квалификацией, имея опыт работы над крупными проектами, уже реализованными  в РФ, под этот тендер пройти не могу, хотя в моем штате работает несколько кандидатов наук.

Но мы понимаем, что такие техзадания разрабатываются кем-то на местах и руководство области, скорее всего, просто не знает, что творится в отдельных муниципалитетах. Проблему нужно решать системно. Необходимо привлекать грамотных специалистов и эксплуатирующие организации еще на этапе подготовки заданий. Губернатор Ростовской области Василий Голубев уделяет значительное внимание развитию региона и я надеюсь, что с приходом нового министра ЖКХ ситуация начнет меняться в лучшую сторону и в этой отрасли. Мы, в свою очередь, готовы активно участвовать в обсуждении этой проблематики.

Ростовская область сегодня реализует ряд масштабных проектов – например, стадион к ЧМ-2018 и Южный хаб. Интересны ли они для участия вашей компании?

Мы базируемся в Новочеркасске и, конечно же, хотелось бы работать на родной земле. Сегодня на «Южном» уже выбран проект строительства очистных. Однако хочу предупредить, что из-за отсутствия системного подхода могут возникнуть проблемы и здесь. В тендере на проектирование очистных предполагается оборудование определенного производителя, но при заложенной там схеме оно не работает. Это подтверждено заключением Российской академии наук, на основании которого нас просили переделать схожий проект на космодроме «Восточный», где оборудование не работало как раз по этим причинам.

Не так давно Агентство инвестиционного развития Ростовской области поднимало проблему качества воды, подаваемой промпредприятиям. Дело в том, что в некоторых регионах Ростовской области она изначально загрязнена настолько, что это значительно ухудшает показатели по сбрасываемым стокам. В результате плата предприятий за негативное воздействие возрастает в разы. Как Вы видите решение этой проблемы?

Скорее всего, на таких территориях инвесторы будут вынуждены делать водоподготову под свои проекты в частном порядке. Это, конечно же, повлечет определенные расходы с их стороны. В целом, могу сказать, что эта проблема характерна для всей страны , поскольку уровень загрязнения в реках достаточно большой, технологии очистки устарели, а системы, которым уже по 50 лет, изношены. На мой взгляд, вариант решения проблемы путем упрощения нормативов качества воды на федеральном уровне не пройдет. Никто просто не возьмется для этой цели «ухудшать» качество воды.

Таким образом, для промышленных предприятий при таком раскладе просто нет вариантов, кроме строительства современных очистных. Это, конечно, повлечет за собой существенные расходы. Хотя я понимаю, что инвестор приходит в индустриальный парк реализовать проект и создать рабочие места, а не решать инфраструктурные проблемы. Этот вопрос можно решать как точечно – строить какие-то локальные очистные для конкретных проектов, так и более масштабно — на уровне территорий. Все зависит от настроения и задач, которые будут формироваться в первую очередь на уровне правительства области.​

Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше