Ростов-на-Дону, 28 дек 2022, 08:10

Михаил Солоницин: «Инвестиции Таганрога в 2022 году выросли в 1,5 раза»

Глава администрации города Таганрога Михаил Солоницин — о росте туристического потока, инвестициях в экономику и развитии водного сообщения
Читать в полной версии

— Комплексное развитие Таганрога — второго города, основанного Петром I, курирует председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, экс-губернатор Санкт-Петербурга. Насколько, по вашему мнению, это значимо в плане перспектив, которые открываются перед Таганрогом в связи с программой развития города до 2030 года?

— Повышенное внимание федеральных властей к Таганрогу не только правильно, но и дает стимулирующий заряд. Любую задачу, особенно связанную с Петром I и развитием города как туристического кластера, мы не должны провалить. В этом плане Валентина Ивановна (Матвиенко — ред.) сразу приподняла планку. Поэтому к нам приковано пристальное внимание и федеральных властей, и губернатора Ростовской области.

Отмечу, что сейчас не только Таганрог, но и ряд других территорий привлекают внимание туристов. Именно в эту карту, уже федеральную, мы должны войти достойно — с красивыми местами, транспортом, рекреационными зонами, благоустроенными районами, парками, скверами и набережной. На данный момент мы находимся в процессе реализации огромного, масштабного федерального проекта.

— Как вы оцениваете потенциал города в контексте проектов, которые уже завершены благодаря инициативе федеральных властей?

— Мы провели исследование вместе с РАНХиГС и сообществом «Живые города» о внутреннем состоянии людей. Есть четыре уровня развития города — «я», «мы», «город», «города». Город оживает тогда, когда создаются созидательные сообщества. Именно эти сообщества в дальнейшем и выигрывают гранты.

В текущем году мы получили 19 президентских грантов. Всего за 12 месяцев Таганрог изменился до неузнаваемости и стал местом, в которое хочется приезжать, — откройте «Яндекс», посмотрите картинки: что было раньше и что сейчас. Все это благодаря людям. Задача власти — найти таланты и дать им площадку, чтобы они могли себя проявить. А они, в свою очередь, повлияют на город. Так как он состоит из трех основных блоков — власти, бизнеса и общества, стены между ними плохо влияют на все сферы жизни. Поэтому мы сегодня разрушаем эти барьеры вместе с урбанистами.

Один из таких интересных примеров — роща «Дубки». С помощью президентского гранта мы организовали фестиваль, в котором участвовало 3,5 тыс. человек. При этом часть рощи удалось превратить в уникальное пространство, уже благоустроенное — лавочками, освещением, сетью тропинок и дорожек. Это любимое место для всего квартала. В Таганроге мы не только благоустраиваем парки и скверы, но и насыщаем их событийными мероприятиями.

— Какие предварительные итоги можете подвести по программе развития? Что удалось сделать в текущем году?

— В 2022 году мы привели в порядок 17 дорог — это практически 20 км. Столько же километров мы планируем построить в следующем году — порядка 17-18 км. Устранили ямы на площади 30 тыс. кв. метров. Понятно, что это далеко не все. Нам нужно еще несколько месяцев, чтобы ликвидировать проблему. Со следующего года эта работа будет обязательно продолжена.

Сейчас в Таганроге установлены трамвайные остановки — с Wi-Fi, кнопкой вызова «112», видеокамерами, табло расписания. Кроме того, мы приобрели еще 59 остановок на автобусные маршруты в исторической части.

В городе выстраиваем систему раздельного сбора мусора — закрываем контейнеры экобоксами. Помимо точек для ТКО, готовим в каждом районе территорию для мегабаков — туда можно будет вывозить крупногабаритный мусор.

— Какие первоочередные задачи в рамках комплексного развития на 2023 и 2024 годы будут решаться уже сейчас?

— Мы смотрим на запросы людей. В первую очередь население волнуют вопросы дорог и уличного освещения. Часть города темная — это нужно исправлять. А также развивать дороги там, где сейчас грунтовые разрывы — в частном секторе, запускать дополнительно общественный транспорт, привести его в нормативное состояние. Приоритеты — вся инфраструктура и пешеходные зоны.

Чтобы связать эти задачи в комплекс, мы создаем мастер-планирование, или, иными словами, комплексное развитие территорий. У нас есть более 20 участков, которые мы хотим привести в порядок. Там нужна не только инфраструктура, но и строительство, наполнение смыслами.

Параллельно разрабатываем световой мастер-план, так как эта тема для нас очень важна. В городе есть зоны промышленные, спальные и туристические, где люди отдыхают. У каждой своя освещенность. Цель этого мастер-плана — развитие общественной жизни в Таганроге. Она не должна заканчиваться после семи вечера, потому что в городе погас свет. Необходимо освещать прогулочные и тротуарные зоны, пешеходные маршруты, а также площади, скверы и парки.

— В Таганроге модернизировали трамвайную сеть. Однако она не доходит до новых районов города. Осталась ли у города потребность в дальнейшем развитии транспортной инфраструктуры?

— Конечно, осталась. Развивать электротранспорт планируем не только в виде трамваев, но и электробусов. Компания «Синара ГТР-Таганрог» уже презентовала парк электробусов.

Городу интересен этот вид транспорта. В первую очередь потому, что электробусам не нужны контактные сети, следовательно, можно гибко планировать маршрут в зависимости от потребности населения и состояния дорог. Сейчас этот вопрос также прорабатывается, возможно, электробусы появятся в Таганроге либо по концессии, либо по приобретению городом с дальнейшим введением в эксплуатацию.

На сегодняшний день, на мой взгляд, транспортную проблему могут решить именно электробусы. Они более мобильные, менее требовательны к дополнительной инфраструктуре. Для них требуются только станции зарядки на конечной остановке.

— Губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил о возобновлении сообщения между портами Таганрога, Азова и Ейска. Сколько времени на это может понадобиться?

— Компания «Водоход» уже сделала определенные лицензионные процедуры. Сегодня у нас есть проект по строительству пассажирского причала, он выполняется. Презентовали Валентине Ивановне (Матвиенко - ред.) и Василию Юрьевичу (Голубеву - ред.) плавучий причал, который выдерживает нагрузки и волновые, и ветровые. Он составит порядка 92 метров. К нему смогут причаливать крупные 200-местные корабли, а не только маленькие туристические. Согласно планам, первый корабль в наших причалах появится в апреле следующего года. По какому маршруту — пока неизвестно.

— Как это скажется на туристической привлекательности города?

— Мы надеемся, что Таганрог станет промежуточным пунктом для туристов, где они смогут посетить театры и музеи, насладиться красивой архитектурой. Поэтому сейчас идет разработка концепции развития парусного судоходства. Думаем, почему бы в Таганроге не сделать маршруты и для марин? Чтобы соединить город с Черным и Азовским морями. Помимо этого, можно будет подниматься и вверх по Дону — река рядом.

— По вашему мнению, водное сообщение увеличит туристический поток в Таганрог?

— Конечно. Мы сможем привозить сюда огромное количество людей. Из Севастополя, например. На маринах или парусниках. Их количество, соответственно, будет зависеть от того, сколько узлов мы создадим. Но сейчас это направление только-только разрабатывается.

— В текущем году турпорток Ростовской области превысил допандемийный показатель. А на сколько он вырос в Таганроге?

— За девять месяцев этого года город посетило 305 тыс. человек. В 2021 году за весь год этот показатель был 250 тыс. человек. Это уже превышает прошлогодний итоговый показатель на 30%.

Полная статистика за текущий год, конечно, будет только в августе 2023 года. Однако стоит отметить, что есть замечания по подсчету посещений. Как это происходит: мы берем информацию по биллингу и АТС, потом суммируем и смотрим нагрузки, когда какие цифры получились. Да, турпоток большой, но нельзя сразу сказать, что он связан только с туристами. Мы в этом году приняли до 30 тыс. беженцев, что также повлияло на результат.

— Какие проекты для привлечения туристов удалось реализовать в Таганроге? Как эта отрасль отражается на развитии города?

— Туризм способствует развитию бизнеса, общепита и компаний, кто предоставляет эти услуги. Сегодня мы объединяем бизнес через площадку «Опора России», где обсуждаем его развитие и то, что необходимо сделать для роста в туристической отрасли.

В этом году мы реализовали ряд новых проектов. Даже ввели в свою структуру должность заместителя главы по проектному управлению и развитию туризма, который занимается развитием этой сферы. Так, одним из них стал ретропоезд из Ростова в Таганрог, на перроне посетителей встречает Петр I, а потом проводит экскурсию.

Меня радует, что сейчас, после пандемии, туристическая отрасль возрождается и приобретает новый вектор развития. Игроки туристического рынка придумывают другой антураж, транслируют иные взгляды. Туроператоры в свою очередь создают новые истории и маршруты — кто-то на воде, кто-то на железной дороге. У туризма Таганрога конкурентная среда, и она помогает сфере расти.

— В текущем году многие производства столкнулись с проблемами из-за санкций и экстренной переориентации на импортозамещение. Как прошли эти испытания крупные предприятия Таганрога?

— Наши предприятия уже давно чувствовали необходимость перехода на отечественную продукцию — они были к этому готовы. Поэтому особых изменений в связи с введенными санкциями никто не испытал, а устойчивость предприятий сохранилась. Таганрогские заводы продолжают наращивать производство. Даже фиксируют прирост к аналогичному периоду прошлого года по экономической части.

В числе наших крупнейших компаний — Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева и Таганрогский металлургический завод. Кроме того, к нам почти зашел «Клевер» — это дочернее предприятие «Ростсельмаша», они выкупили территорию — порядка 46 га — у Таганрогского автомобильного завода. Там в следующем году начнут производить прицепную сельхозтехнику. Срок строительства — около полутора лет. Предприятие создаст 500 новых рабочих мест.

— Донские власти отмечают, что инвестиции в экономику региона незначительно, но выросли. Как менялся в этом году инвестиционный климат Таганрога? В какие сферы шли инвесторы?

— За десять месяцев текущего года в экономику Таганрога вложили 8,6 млрд рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 153%. Всего в прошлом году было вложено порядка 11 млрд рублей.

Основные направления инвестиций — это «Синара ГТР-Таганрог», «Красный котельщик», а также вложение средств в обновление фондов наших малых, средних и крупных предприятий. По итогам этого года мы планируем получить 14,5 млрд рублей инвестиций — это наш инвестиционный прогноз.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником