ПМЭФ: Сила Юга, 31 мая, 12:00

Бураков: Ростовская область на ПМЭФ-2024 расскажет об инвестиционном буме

Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков — о структуре инвестпортфеля региона, расширении рынков и проектах ПМЭФ.
Читать в полной версии
Фото: личный архив Игоря Буракова

Дефрагментация экономики

— В какие отрасли отмечается наибольший приток инвестиций? С чем, по-вашему, связан стабильный рост на фоне санкций? На каком уровне можете спрогнозировать инвестиции в 2024 году?

— В последнюю пятилетку объем инвестиций в Ростовской области вырос в два раза. Основная причина такой динамики связана с перестройкой глобальной экономики. На протяжении 50 лет весь мир ориентировался на кооперацию, каждая страна стремилась выпускать то, что у нее лучше всего получается, и от этого богатели все. Сейчас мы видим обратную тенденцию — дефрагментацию мировой экономики, когда идет разделение на дружественные и недружественные страны, на разные экономические блоки. Это гигантские преобразования, и конечно, они сопровождаются инвестициями. В связи с этим возникла необходимость срочно строить заводы и фабрики, перенастраивать логистику и переориентировать наши внешнеторговые потоки. В России началась новая волна индустриализации, и у Ростовской области здесь своя, особенная роль, потому что мы индустриальный регион, доля промышленности в нашей экономике достигает 30%.

В марте 2022 года были ожидания, что инвестиции упадут на 20% — такие мрачные прогнозы давали и экономисты, и власти, оценивая масштабы и последствия развёрнутой против России спланированной беспрецедентной экономической войны. Но в итоге пессимистичный сценарий не сбылся. Более того, весной 2022 года портфель проектов Агентства инвестиционного развития Ростовской области рекордно пополнился сразу на 52 проекта. Такой высокой активности не было никогда за все 20 лет нашей работы. Связываю это в первую очередь с процессом ускоренной перестройки российской экономики. Выяснилось, что нам не хватает большого числа производств и у нас нет другого выхода, кроме как их создать в кратчайшие сроки. Сейчас в инвестпортфель АИР входят проекты более чем на 343 млрд рублей, из них более 80% — индустриальные.

В прошлом году объем инвестиций в экономику Ростовской области увеличился более чем на 23% и превысил 643 млрд рублей. В августе мы традиционно получим выверенную окончательную цифру, которая окажется ещё как минимум на 10-15 млрд рублей выше. Двузначные темпы роста инвестиций в экономической теории называют инвестиционным бумом. И в этом году, я думаю, продолжится рост.

Масштабирование инвестиций

— Какие крупные проекты, способные обеспечивать синергетический эффект развития территории, появились в Ростовской области за последние два года? Есть ли в их числе импортозамещающие производства?

— Большинство проектов, которые сейчас реализуются в Ростовской области, так или иначе связаны с импортозамещением. В этом плане очень показателен пример группы компаний «Ростсельмаш». «Ростсельмаш» входит в мировую пятерку ведущих производителей сельхозтехники. И за последние два года запустил три новых производства: это первый построенный с постсоветских времён тракторный завод, завод трансмиссий и еще один — коммунальной техники. Ни у кого другого из мировых лидеров сельхозмашиностроения и близко нет таких высоких темпов развития.

В последние годы доля отечественного в нашей сельхозтехнике резко поднялась. Кроме того, «Ростсельмаш» получил шанс на российском рынке быть не просто лидером, а почти монополистом. Компания заняла ниши, которые появились вследствие ухода западной техники.

В целом эта тенденция коснулась самых разных отраслей. Например, после ухода «Икеи» из России на отечественном рынке матрасов освободилась ниша, размер которой по разным оценкам составляет 30-40% от общего объёма, её начали активно осваивать наши отечественные производители. Так, в Ростовской области реализован проект компании «ОРМАТЕК». Новое производство матрасов развернули в Аксайском районе Ростовской области, и оно имеет большой потенциал по масштабированию инвестиций. Я думаю, в ближайшей перспективе они превысят 1 млрд рублей.

В Ростове-на-Дону разворачивается целый межрегиональный радиоэлектронный кластер группы компаний «Бештау», которые производят конкурентоспособные компьютерные блоки, ноутбуки, мышки, клавиатуры. В кластер войдут не только ростовские предприятия, но и производства из Краснодарского и Ставропольского краев, а также, уверен, в перспективе и из воссоединенных территорий — прежде всего из ДНР.

Также у нас начинают появляться проекты, связанные с судоремонтом и судостроением. Ещё недавно казалось, что отрасль находится в депрессии и что мы не выигрываем конкурентную борьбу с Китаем и Южной Кореей. Однако есть много видов продукции из этой отрасли, которая может производиться в Ростовской области, и сейчас мы такими проектами занимаемся.

Расширение логистики

— Ростовская область и новые регионы неоднократно заявляли о планах по интеграции экономик в рамках одного макрорегиона. Какие инвестиционные проекты на Дону сейчас ориентированы на работу в коллаборации с воссоединенными территориями РФ?

— Прежде всего хочу отметить, что возвращение в состав России ДНР и ЛНР играет значимую роль в перестройке экономики Ростовской области. Это связано с логистикой. Для многих видов продукции эффективное плечо перевозки — порядка 500 км. В этом плане Ростовская область стала еще более привлекательным местом для размещения новых производств, ориентированных на юг России. Прежде у нас среди ключевых рынков сбыта были Краснодарский край, Волгоградская, Воронежская области, а теперь сюда добавляются воссоединенные территории РФ, благодаря чему инвестиционная привлекательность Ростовской области заметно возрастает.

Кроме того, мы играем важную роль в восстановлении воссоединенных регионов. Мы видим, какие масштабные преобразования там происходят, и уже отдельные районы того же Мариуполя выглядят намного лучше, чем когда бы то ни было в истории этого города.

Постоянно открываются новые возможности для кооперации. Например, сейчас активно возрождается в ДНР и ЛНР угольная промышленность, традиционная и для нас. Это повлечет за собой толчок к возрождению того же машиностроения, связанного с горным и шахтным оборудованием.

В целом машиностроительный комплекс тесно кооперируется, и чем больше у тебя предприятий в орбите, тем больше для этого возможностей. Например, «Ростсельмаш» прежде искал потенциальных поставщиков комплектующих преимущественно в Ростовской области, а теперь можно посмотреть и в сторону воссоединенных регионов. Все эти процессы происходят уже сейчас, и думаю, мы интегрально от этого все выигрываем.

— Как Ростовская область будет представлять свои достижения и потенциал на Питерском международном экономическом форуме в текущем году? Какие наиболее весомые с точки зрения инвестиций проекты планируется представить на форуме?

— Мы планируем презентовать наш инвестиционный бум, потому что инвесторы особенно чувствительны к чужим позитивным примерам и историям. С появлением каждого нового производства, нового завода возникает множество сопутствующих бизнесов. Благодаря этому разрастаются наши возможности по локализации следующих производств. Нет более убедительных аргументов для инвесторов, чем такие примеры. Это главный месседж, с которым мы отправляемся на ПМЭФ-2024.

Мы будем представлять там все проекты из губернаторской сотни, объем инвестиций по ним — сотни миллиардов рублей. Конечно же, будем презентовать наш новый масштабный проект — особую экономическую зону промышленно-производственного типа «Ростовская». Сейчас договоренность о реализации проектов в ОЭЗ достигнута с 13 инвесторами, суммарная стоимость их проектов — почти 15 млрд рублей. Потенциал развития зоны подразумевает создание около 50 новых производств. Это те «горячие пирожки», которые сейчас должны пользоваться повышенным спросом. Мы на этом сделаем акцент.

Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват