Ростов-на-Дону, 15 июн 2022, 17:45

Мнение: автохтоны могут помочь развитию донского виноделия и туризма

Читать в полной версии

Автор Telegram-канала «Вино и люди» Алексей Синельников рассказал РБК Ростов о том, какое место занимает в винной истории России донское виноделие и почему поддержка автохтонных сортов винограда — прямой путь к увеличению турпотока в регион:

«Донской регион очень интересен в плане виноделия как раз за счет того, что именно там много автохтонных сортов. Часто можно наблюдать стычки сторонников автохтонов и сторонников международных сортов. Я предпочитаю в них не участвовать, скорее выступаю сторонним наблюдателем. Но к донскому вину отношусь с уважением, потому что действительно есть ряд виноделен, которые заслуживают внимания.

Основная проблема донского вина в том, что виноделен в Ростовской области мало. Поэтому они с трудом могут претендовать на звание полноценного кластера. Нужно понимать, что само себя никакое вино не продает. Должен быть комплекс действий, продвижение, туристическая инфраструктура. Что-то виноделы наверняка зарабатывают, но это невозможно назвать полноценной отраслью».

Нужна движущая сила

«Основной вопрос в разрозненности. Чтобы я поехал из Москвы только на одну винодельню, мне должно очень нравиться вино или винодел. Но вот я приехал, попробовал продукцию на одной винодельне — и все. До следующей в Ростовской области нужно ехать 30-40 км. Это очень неудобно. Мне кажется, эта проблема сегодня не имеет решения.

Для примера — под Новороссийском есть небольшое хозяйство «Винотеррия» — винодельня, ресторан, гостиничка. Там можно взять напрокат велосипед и проехать на нем на шесть или восемь других виноделен. Представляете, какая плотность? В случае с Ростовской областью такое в принципе невозможно.

Чтобы из этой ситуации выйти, должна быть какая-то движущая сила. Есть на Дону несколько хороших виноделен, но они существуют разрозненно. У них нет единого плана развития, нет силы, которая бы продвигала их.

Кроме того, площадь донских виноградников очень небольшая. Где-то встречал, что всего в Ростовской области около 6 тыс. га виноградников, но в реальности, думаю, серьезно меньше — по крайней мере плодоносящих. При этом в Краснодарском крае — 27 тыс. га».

Туристы для продвижения вина

«Чтобы люди узнавали про ростовские сорта, им нужно о них рассказать. В этом плане нет ничего лучше туристов. Они приезжают, пробуют вино, наслаждаются природой и уезжают обратно, уже имея желание попробовать это вино снова. И автохтоны тут играют роль специалитета, из-за которого хочется вернуться.

Очень часто можно услышать, как наши соотечественники рассказывают о классном вине за 1,5 евро в Европе. На самом деле, это никакое вино. Скорее это элегантно сброженный виноградный сок. Но когда ты его пробуешь, у тебя перед глазами красивые пейзажи, к тебе в окно оливочка стучится — и вино заходит. Это так называемая магия места. В такой обстановке любое вино можно продать, даже если человек незнаком с этим сортом».

Помощь от властей

«Виноделие действительно требует вложения немалых ресурсов. Есть вообще две вещи, которые должны совпасть — большие деньги и помощь государства. Без любого компонента результата не будет.

Например, я вижу, что губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев через день рассказывает где-то о том, какие замечательные вина делают у него в регионе. При этом от главы Ростовской области я такого не слышу вообще. Я не знаю, какое вино он пьет. Подозреваю, что скорее зерновые дистилляты.

Но при всем при этом донские виноделы рассказывают, что как раз власти поддерживают продвижение автохтонов. Это здорово и дальновидно с их стороны. Хотя при этом проблемы есть. Если в публичном поле я вижу, что на нелегкую долю жалуется какой-то винодел, то почти наверняка он будет из Ростовской области».

Что делать?

«Совершенно точно нужно развивать гастрономический туризм. Сейчас этим плотно занимаются, например, в Мурманске. А это очень далеко и там холодно. И усилий для этого нужно куда как больше, чем на Юге. Но как ни странно это сегодня звучит, самые неожиданные регионы могут отвлечь туристов от южных регионов своими специалитетами. Разрешат малым хозяйствам заниматься дистиллятами — мы можем увидеть иную картину трафика гастротуристов.

В случае с Ростовской областью именно автохтоны могли бы сыграть огромную роль в развитии гастротуризма. Например, я совершенно точно готов проехать тысячу километров ради игристого сибирькового и манычских раков.

Я понимаю, что именно сейчас в регионе, возможно, не хватает свободных средств на помощь виноделам. Но искать их нужно, это обязательно окупится со временем. Туризм совершенно точно сможет приносить Ростовской области гораздо больше, чем приносит сейчас. Особенно если там появится не пять-шесть заметных виноделен, а тридцать-сорок. Плюс при них гостиницы и рестораны.

Нужно также развивать горизонтальные связи между теми, кто работает в области. Например, есть хутор Старозолотовский, который называют самой красивой деревней России. При этом рядом, буквально через Дон, находится винодельня «ВедерниковЪ». Вот бы их объединить и создать пусть небольшой, но уже кластер. У этих двух точек притяжения есть все, чтобы быть полезными друг другу».

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов

Pro
Смерть фондового рынка: почему успешные компании не выходят на биржу
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Банк России приступает к продаже валюты. Что будет с курсом рубля
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина