Журнал РБК+Кавказ, 25 дек 2023, 15:45

Кавказ научит: вузы СКФО – о ключевых тенденциях в образовательной сфере

Российское высшее образование адаптируется к новым социально-экономическим и геополитическим реалиям так же, как и все остальные приоритетные отрасли экономики
Читать в полной версии

В регионах Северного Кавказа главными тенденциями данного направления в 2023 году стали непрерывность образования, его цифровизация и упор на IT-специальности.

Зайдин Джамбулатов, профессор, ректор Дагестанского государственного аграрного университета

«Среди трендов, которые вышли в сфере образования на первый план в 2023 году: непрерывность образования, как системное решение кадров в АПК.

Начинается все с агроклассов, затем идет среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, а далее — повышение квалификации в сфере аграрных компетенций на протяжении всей профессиональной жизни.

Еще один тренд — цифровизация образования через внедрение программ искусственного интеллекта, замена бумажных источников знаний на цифровые, сопряжение с опытом практической деятельности в сфере агрокомпетенций.

Кроме того, наблюдается активное бизнес-ориентирование через системы государственной поддержки, субсидирование реальных проектов и действующих производителей сельхозпродукции. Совмещение учебы с практикой.

При решении вопроса дефицита кадров в АПК приходится сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие взаимосвязи между абитуриентом и будущим рабочим местом. Около 85% выпускников не согласны с предлагаемой заработной платой, а работодатель не платит ввиду отсутствия опыта и детальных знаний у трудоустраивающегося. Следующей проблемой отмечу то, что муниципальный сегмент власти выпадает из системы профессионального ориентирования будущего абитуриента с учетом потребности экономики города, района, республики».

Муртазали Рабаданов, ректор Дагестанского государственного университета

«Главный тренд — рост интереса к IT-специальностям. За три последних года количество выпускников школ Дагестана, сдававших ЕГЭ по информатике, значительно увеличилось. Параллельно с этим вырос конкурс на факультет информатики и информационных технологий — до десяти человек на место, что сравнимо с конкурсом на традиционно популярные юридические специальности. Также вырос конкурс на информационные специальности колледжа ДГУ.

Даггосуниверситет является главным источником обеспечения высококвалифицированными кадрами практически всех профессиональных сфер в республике. Мы реализуем программы по семи областям образования. Отметим, что ДГУ уже не первый год, по версии молодежного направления и службы исследований сайта hh.ru, становится лучшим вузом СКФО по трудоустройству студентов.

Что касается кадровых проблем в регионе — это низкие зарплаты, часто несоответствие условий труда, а также ставка работодателей на более опытных кандидатов.

Но при этом мы работаем и в этом направлении: в последнее время наши студенты, начиная с третьего курса, уже проходят практику на предприятиях республики и в госучреждениях. Это хороший опыт для молодых людей, так как современный рынок требует подготовленных в практическом плане сотрудников».

Александр Нартиков, проректор Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова

«В работу университетов активно внедряют технологии искусственного интеллекта и нейронных сетей как инструмент, который помогает в основной деятельности — формировании специалистов.

Речь идет об интеллектуальных системах онлайн-образования. Поэтому мне кажется, что в этом году основной тренд — искусственный интеллект.

Сейчас университеты проводят цифровизацию. Но это понятие имеет несколько значений. Есть понятие автоматизации, когда информационные технологии внедряют в производственные процессы университета. Другое понятие — когда меняют образовательные процессы с учетом информационных технологий. Это другой уровень, здесь основную роль играет появление междисциплинарных специалистов. Это люди, которые могут поменять процессы с учетом понимания возможностей информационных технологий. Во всех вузах такая цифровизация проходит по-разному. Есть вузы передовики, есть аутсайдеры, кому-то не хватает финансирования для ее проведения, потому что это очень дорогостоящая история.

СОГУ сейчас переходит с одной глобальной информационной системы на другую. Это сложный процесс с вовлечением экспертов разных структурных подразделений. Но параллельно с этим большим переходом мы оптимизируем и производственные процессы. Сейчас у нас активная фаза, планируем завершить ее в начале 2024 года и в новый год войти в режиме полной автоматизации. Мы разрабатываем свое мобильное приложение для студентов и преподавателей, которое будет глубоко интегрировано в информационную систему. Также мы работаем с партнерами, которые предоставляют серьезные возможности современных интеллектуальных систем. Например, это подмена преподавателей искусственным интеллектом с точным копированием их голоса и т. д.».

Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ

«На первый план в образовании в этом году, на мой взгляд, вышла роль наставника и человека, отвечающего за развитие человеческого капитала в глобальном смысле. С этой точки зрения год наставника стал знаковым. Вопросы воспитания и становления молодых людей являются важными в защите фундаментальных основ государственности и формировании будущего гражданина.

Вторым важным блоком я бы отметил необходимость запуска новых образовательных программ и проектов. Практически все регионы занимаются развитием данного направления. Такие площадки, как «Кванториум», «Точки роста», центры по работе с одаренными детьми (например, «Сириус») — становятся важным элементом в развитии субъектов. Это важно и с точки зрения подготовки кадров: родители видят возможности развития для своих детей и остаются в регионах.

Еще одной хорошей тенденцией, на мой взгляд, является возвращение российского образования на международную арену.

Сейчас Министерство просвещения прилагает большие усилия по продвижению наших школ в зарубежных странах, в первую очередь в странах постсоветского пространства, странах Африки, Азии, Ближнего Востока. Все это дает возможности для продвижения на следующем этапе уже вузовского образования. Это хороший мостик, чтобы формировать интеллектуальную и управленческую элиту стран наших партнеров с точки зрения выстраивания совместного будущего.

Также важно внимание в сфере образования к изучению возможностей искусственного интеллекта. Это активное развитие подготовки специалистов в области программирования и инжиниринга, обработки больших данных. Это компетенции, в которых современная индустрия знаний и образования ведет постоянную борьбу за лидерство».

Этот и другие материалы можно прочитать в свежем номере РБК+Кавказ.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса