Феномен мозаики: в панно воплощен исторический и культурный код Ростова
Легендарная советская мозаика в подземных переходах Ростова является визитной карточкой и одной из наиболее ярких достопримечательностей донской столицы. Для сохранения объектов культурного наследия власти намерены провести реставрацию панно и капитальный ремонт самих переходов, на эти цели из регионального бюджета будет выделено почти 440 млн руб. Восстановлением картин займется Марина Яблонская — профессиональный художник- мозаичист.
Панно на стенах, выполненные во флорентийской технике, созданы в 1970-х — 1980-х годах. Фрагменты вырезались вручную бригадой рабочих, руководил облицовкой и рисовал эскизы ростовчанин Юрий Лабинцев. В качестве материала использовалась обычная плитка чешского производства, окрашиваемая и обжигаемая местными мастерами для получения нужных цветов.
Тематика мозаичных картин из кафеля разнообразна: в одном переходе они посвящены городу и красоте региона и описывают богатую природу донского края, его насыщенную историю, жизнь донских казаков и героев писателя Михаила Шолохова. В других панно рассказывают о воинской доблести жителей, в третьих объединены темой детства: на композициях изображены герои популярных мультфильмов и зарисовки из жизни обычных советских детей. Не забыли мастера и про освоение космоса, изобразив космонавтов, стоящих на Ганимеде — спутнике Юпитера.
В советские времена эти панно произвели настоящий фурор и сделали пять переходов города уникальными арт-объектами. В 1990-х годах о картинах на стенах забыли: большую часть из них закрыли ларьки с дисками, одеждой и продуктами, которые люди покупали по пути. К началу 2020-х годов переходы стали освобождать от нестационарных торговых объектов, и ростовчане вновь смогли разглядеть яркие полотна.
Сегодня мозаика в подземных переходах Ростова-на-Дону — объект культурного наследия и одна из наиболее ярких достопримечательностей донской столицы. Необычные картины настолько полюбились жителям и гостям города, что для них был создан аудиогид, посвященный мозаичным панно, видеоролик, а также началось изготовление тематических сувенирных открыток и раскрасок.
В 2023 году картинам на стенах, которым уже более 40 лет, дали вторую жизнь: студенты ДГТУ при поддержке анимационного технопарка «Магика» создали приложение «Живая мозаика», которое построено на технологии дополненной реальности. Теперь, чтобы побывать в космосе, достаточно спуститься в подземный переход на пересечении ул. Большой Садовой и Кировского проспекта и навести на панно камеру смартфона с приложением. Панорамы оживают и, словно кинопленка, раскручиваются на десятки метров.
По мнению реставратора, художника-мозаичиста Марины Яблонской, уникальность этих объектов кроется в технике набора панно и материале.
«Ростовские переходы уникальны прежде всего своей техникой исполнения набора панно. Это флорентийская техника, самая сложная и трудоемкая. Но если смотреть на мировой опыт создания таких произведений, то в этой технике в качестве материала обычно используют разные породы и цвета камней — гранит, мрамор, змеевик. А в ростовских переходах была использована простая керамическая плитка и частично смальта. Это и вызывает удивление: что такой “бытовой” материал используют для столь сложной техники»,— добавляет она.
Переходы строились в тот период, когда было важно украшать «серые» будни горожан, отмечают эксперты. «Всем понятное реалистичное искусство нашло широкий отклик в сердцах ростовчан, хотя профессиональные художники вряд ли высоко их оценят. Привлекательность этих гигантских произведений состоит и в большой разнообразности сюжетов — от природы и истории до космоса. Эти темы интересны и детям, и взрослым»,— считает архитектор, советник РААСН Артур Токарев.
По его словам, местные жители оценивали эти мозаики как «ответ» московскому метро, а их известность связана с активным пешеходным «трафиком»: все переходы расположены на центральных улицах города. Особенностью панно также является их значительная площадь, которая исчисляется сотнями квадратных метров.
«Подземные переходы, украшенные мозаиками,— яркая отличительная черта нашего города. Возникли они в тот советский период, когда строили много и весьма однообразно, поэтому стремились украсить сооружения, в частности, мозаичными панно. Но мозаики в переходах — это и творческий всплеск талантливого самоучки Юрия Лабинцева с коллективом вдохновенных соратников. Тема мозаик — наша история, в основном советского периода, и яркие моменты повседневной жизни, которые близки каждому. Смотришь на них — и словно перелистываешь былое»,— считает член совета при комитете по охране памятников культуры Ростовской области Александр Сушков.
Проект реставрации мозаичных панно дважды рассматривался на совете при Комитете по сохранению памятников культуры Ростовской области, рассказал Александр Сушков. Первый раз он был отклонен для доработки. На втором заседании после многочисленных уточнений был принят оптимальный вариант документа.
«Однако это не значит, что реставрация пойдет по “накатанной дороге”. Создается специальная рабочая группа, которая будет оперативно отслеживать происходящее, уточнять технологию и принимать решения, которые гарантируют сохранение предмета охраны — мозаики как памятника. Лично для меня важным аргументом при голосовании за конечный проект был тот факт, что непосредственно реставрацией будет заниматься Марина Яблонская, профессиональный художник- мозаичист с большим опытом работы и, что особенно важно, ответственный человек, любящий свое дело. Она же войдет и в контрольную рабочую группу»,— подчеркивает эксперт.
При реставрации нужно быть крайне осторожным, чтобы процесс не превратился в банальный капремонт, когда благие намерения могут обернуться утратой подлинности произведения.
«Проще говоря, надо просто укрепить панно и постараться восполнить имеющиеся утраты. Так как реставрация советских мозаик в стране очень редкое явление, ростовский опыт только усилит культурный бэкграунд города»,— обращает внимание архитектор Артур Токарев.
После реставрации мозаика может стать гораздо популярнее среди жителей и гостей города, считает экскурсовод Игорь Нарижний. Также этому будет способствовать более активное включение объектов в разнообразные туристические маршруты.
«Сейчас один из главных вопросов у горожан и туристов — почему такая яркая достопримечательность находится в таком состоянии. После завершения работ по реставрации можно будет говорить о создании бренда ростовской мозаики и ее популяризации на достаточно высоком уровне»,— отмечает он.