Санкт-Петербург и область, 01 фев 2021, 14:35

В Ленобласти принят закон для борьбы со свалками петербургских отходов

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Ленинградская область приняла закон, регулирующий обращение с отходами на ее территории. По факту, он в значительной степени касается отходов, которые образуются в Петербурге и составляют наибольшую долю «содержимого» областных полигонов. По мнению экспертов РБК Петербург, новый закон в ближайшее время может затруднить перевозку мусора из города на свалки соседнего региона, уже заполненные на 95%. В то же время документ отодвинет переход к системе раздельного сбора и транспортировки мусора и в Петербурге, и в области, опасаются общественники.

Новые разрешения и штрафы

Законодательное собрание Ленинградской области приняло закон «О регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления» региона и о внесении изменений в закон «Об административных правонарушениях». Он регламентирует процедуру получения разрешения на перемещение отходов на территории Ленобласти. В частности, для получения разрешения транспортные средства перевозчиков должны быть оснащены техническими устройствами, позволяющими осуществлять фиксацию перемещения машины. Становится обязательным применение QR-кодов, которые будут выдаваться через сайт mon.waste.lenobl.ru вместе с электронным разрешением на перевозку. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, процедура получения разрешений на перевозку еще не запущена.

Также с 1 января 2023 года вводится запрет на захоронение отходов на территории Ленинградской области, «если они могут быть утилизированы на объектах утилизации отходов Ленинградской области». Регламентировано использование так называемого «техногенного грунта» (производится из отходов) при рекультивации земель. Теперь для его применения необходимо наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

С 1 января 2023 года вводится запрет на захоронение отходов на территории Ленинградской области, «если они могут быть утилизированы на объектах утилизации отходов Ленинградской области».

Штрафы за нарушение порядка перемещения отходов (транспортировку без разрешения, размещение отходов на незаконных свалках и т.д.) повышаются от 1,5 до 10 раз — до 50 — 100 тыс. руб. для граждан, до 500 — 900 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц, до 1 — 1,5 млн руб. для юридических лиц.

Законопроект не содержит регламентации процедуры раздельного сбора отходов. По этому поводу пресс-служба ЗакСа Ленобласти приводит комментарий председателя постоянной комиссии по экологии и природопользованию Юрия Терентьева («Единая Россия»): «Данную тему необходимо изучать отдельно, включая не только сбор, но и перевозку такого мусора с дальнейшей его утилизацией…».

Штрафы без процедуры

Компания «ПКФ «Петро-Васт», один из крупнейших перевозчиков отходов в Ленобласти, больше всего озабочена отсутствием процедуры получения разрешений на транспортировку отходов. «В законе не отображен порядок, условия и сроки получения таких разрешений, сроки действия выдаваемых QR-кодов. Не уточнена информация, требуется ли получение QR-кода на каждый рейс, либо же на конкретный объект образования отходов», — прокомментировали в компании. Перевозчик утверждает, что разрешение на каждый рейс может усложнить транспортировку раздельно собранных отходов. Проблемы также могут возникнуть в ситуации, когда часть отсортированных отходов перевозится транзитом на перерабатывающие предприятия в Петербурге. Такая ситуация возникла, например, при реализации компанией пилотных проектов по раздельному сбору в Кингисеппе и Ивангороде.

Перевозчик озабочен и отсутствием пояснений, какие условия будут прописаны в разрешении, за нарушение которых планируется взимать штрафы.

Вопреки утверждению врио председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Валерия Татарова, описания этой процедуры на момент принятия закона не было на сайтах ни его комитета, ни каких-либо других комитетов Ленобласти. Между тем, закон вступает в силу через 10 дней после его подписания губернатором. Перевозчики всерьез опасаются, что их начнут штрафовать до того, как они успеют оформить разрешения на все транспортирующие мусор машины.

Перевозчики всерьез опасаются, что их начнут штрафовать до того, как они успеют оформить разрешения на все транспортирующие мусор машины.

Впрочем, как сообщила в ответ на запрос РБК Петербург пресс-служба Комитета государственного экологического надзора, «в настоящее время разрабатывается постановление Правительства Ленинградской области, регламентирующее процедуру выдачи разрешений для перевозчиков отходов». Далее в ответе сказано, что меры административной ответственности за перевозку отходов применяться не будут до момента публикации этого постановления. «В нем будут прописаны сроки и порядок вступления в силу данного постановления. Перевозчики отходов будут проинформированы о порядке выдачи разрешений заблаговременно», — сообщает пресс-служба. Курирующий блок по обращению с отходами вице-губернатор по безопасности Ленинградской области Михаил Ильин добавил: «На следующей неделе будет окончательно утвержден текст постановления, мы сразу же проинформируем и перевозчиков, и широкую общественность».

«Возможности полигонов исчерпаны»

Однако у нового документа есть и более «долгоиграющие» дефекты, считают эксперты. В «ПКФ «Петро-Васт» отмечают, что возможности полигонов ТКО в Ленинградской области уже на 95% исчерпаны, общественность активно выступает против строительства новых и расширения мощностей действующих полигонов в регионе. «При этом законопроект не устанавливает обязательность действий организаций по внедрению и ведению раздельного сбора отходов, что, несомненно, способствовало бы развитию экономики замкнутого цикла», — считают в «Петро-Васте».

Больше всего замечаний к документу представили общественные организации экологов — «РазДельный Сбор» и «Экологическое сообщество». Как утверждает председатель правления Ассоциации «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская, ни одну из поправок ассоциации законодатели не приняли.

Самыми важными она называет два дефекта закона. Первый касается переработки отходов. «Поскольку ФЗ-450 приравнял мусоросжигание к утилизации, то областной закон может открывать приоритет мусоросжиганию, а не рециклингу. Мы считаем это большой проблемой», — говорит она.

Федеральные власти отдали на усмотрение регионов порядок транспортировки только ТКО и строительных отходов. Областной же закон претендует на регламентацию перевозки всех отходов.

Второй дефект связан с правилами транспортировки отходов. Федеральные власти отдали на усмотрение регионов порядок транспортировки только ТКО и строительных отходов. Областной же закон претендует на регламентацию перевозки всех отходов, в том числе, собранных раздельно — пластиковой тары, макулатуры и пр., — которые не относятся к ТКО. «Мы считаем разрешения на транспортировку таких отходов для переработки излишними. Никто такие отходы на незаконные свалки не выбрасывает, поскольку это выгодный товар. Введение здесь системы разрешений крайне затруднит работу малого и среднего бизнеса перевозчиков», — считает Татьяна Нагорская.

Корень зла

Как продолжает руководитель «РазДельного Сбора», «Мы поддерживаем введение регулирования в отношении ТКО и строительных отходов, но считаем, что нельзя распространять тот же механизм на все остальные отходы — раздельно собираемые для рециклинга, опасные и т.д. Кстати, обращение с опасными отходами подробно регламентировано федеральным законодательством, для них введено лицензирование и нет никакой необходимости вводить дополнительную регламентацию, которая сильно усложнит работу перевозчиков. К тому же, это противоречит федеральному законодательству, поскольку таких полномочий у региональных властей нет. С этим, кстати, согласились юристы Правового управления аппарата ЗакСа Ленобласти, предупредившие о возможных судебных исках от перевозчиков».

Нужно, чтобы перевозчики петербургского мусора получали оплату не от образователей отходов, как сейчас, а от их приемщиков.

Что касается незаконных свалок, то по мнению руководителя направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор» Анны Гаркуша, повышение штрафов проблемы не решит. Для предотвращения их образования нужно, чтобы перевозчики петербургского мусора (составляет около 75% всех отходов, размещаемых в Ленобласти) получали оплату не от образователей отходов, как сейчас, а от их приемщиков (полигонов, сортировок, переработчиков) — за привезенные к ним отходы. Именно такой порядок существует в отношении отходов, образующихся на территории Ленобласти — перевозчики получают плату от регоператора по факту доставки отходов, а не их вывоза. В этой части мусорная реформа в Ленобласти работает. «В Петербурге регоператора нет, перевозчики не обязаны заключать договор с областным регоператором и действует старая система оплаты вывоза мусора — в этом корень зла», — уверена Анна Гаркуша.

Ничего не захоранивать

Председатель общественного Экологического совета при губернаторе Ленобласти, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук считает закон в целом полезным, поскольку он регулирует поток отходов из Петербурга в Ленобласть, создает основу совместной работы двух регионов в сфере обращения с отходами и увеличивает штрафы за незаконные свалки.

Однако важным дефектом он называет отсутствие четкого срока полного прекращения размещения отходов на полигонах. «Мы считаем, что все 100% отходов можно перерабатывать. В мире уже есть технологии, позволяющие перерабатывать любые отходы, причем, без «хвостов» — они преобразуются в инертные материалы, которые можно продавать под отсыпку карьеров, обочин дорог и т.д. Даже остатки пиролиза можно вторично использовать, поскольку это минерал», — в очередной раз напоминает Юрий Шевчук.

Вводимый запрет на захоронение отходов, «если они могут быть утилизированы…», эксперт считает недостаточным, поскольку эта норма не сопровождается мерами по созданию системы утилизации. «Мы предлагали включить норму о том, что к моменту введения такого запрета должны быть построены соответствующие мощности по переработке», — сожалеет Юрий Шевчук.

Увеличенные штрафы за незаконные свалки необходимо, по его мнению, дополнить компенсацией экологического ущерба (в виде затрат на рекультивацию загрязненной территории — в среднем 1 млн руб. за 1 га).

Всеобщее внедрение раздельного сбора, о котором говорят активисты, пока невозможно. Этому препятствуют федеральные нормативы, в частности, по устройству придомовых площадок для установки контейнеров.

В то же время Юрий Шевчук считает, что всеобщее внедрение раздельного сбора, о котором говорят активисты, пока невозможно. Этому препятствуют федеральные нормативы, в частности, по устройству придомовых площадок для установки контейнеров. Эти нормативы также не предусматривают оплату отходов по их фактическому количеству (объему или весу). Эксперт утверждает, что необходимо изменить федеральные нормы — это в первую очередь и должна инициировать рабочая группа правительства Ленобласти, которая сейчас занимается вопросом раздельного сбора.

Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником