Санкт-Петербург и область, 01 мар 2021, 09:45

Накануне весны: «Покупатель недвижимости повел себя парадоксально»

Читать в полной версии
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Одновременно со сменой сезонов меняется эпидемическая ситуация в Петербурге — падает заболеваемость коронавирусом, начинается массовая вакцинация — это внушает части предпринимателей надежду на скорое восстановление потребительских рынков. Насколько оправданы эти надежды и скоро ли вернется «допандемическая» экономика? Своими ожиданиями и планами на ближайшие месяцы, а также прогнозами посткризисной реальности, бизнесмены делятся с аудиторией РБК Петербург в цикле мнений «Накануне весны». Сегодняшнее мнение — о «досрочном» потребительском оптимизме и «новых нормах», уже вступающих в свои права.

Генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Теему Хелпполайнен:

«Оптимизм потребителей очень важен для продаж. Удивительно, что на нашем рынке всплеск этого оптимизма начался в августе — накануне «второй волны» пандемии и вопреки всем ожиданиям. Эта реакция была парадоксальной, потому что обычно потребители не хотят делать большие инвестиции, когда будущее совсем не понятно. Но сейчас произошло наоборот. Мы пока не знаем точно, почему так резко вырос спрос на квартиры в прошлом году — возможно, это новая в принципе ситуация, которая повлияет на перспективу.

Часто говорят, что все просто — ипотека с господдержкой, сделав покупку квартир доступнее, вызвала ажиотажный спрос. Но я не уверен — аналогичная ситуация наблюдалась во всех странах, где работает ЮИТ — в том числе, Словакии, Польше, республиках Балтии — там нет господдержки ипотеки, и ставка давно была очень низкой. Может быть, отчасти мы наблюдали парадоксальный эффект неуверенности в будущем — и желание сделать твердую инвестицию, чтобы вернуть себе почву под ногами. Но, может, дело не только в пандемии; может, сегодня глобально меняется представление потребителей о ценностях: дом, его расположение и качество, стали играть большую, чем раньше, роль. Если так, то это очень интересный тренд.

«Часто говорят, что все просто — ипотека с господдержкой, сделав покупку квартир доступнее, вызвала ажиотажный спрос. Но я не уверен»

Есть еще несколько важных для нас социальных перемен, которые начали происходить до пандемии, но укрепились на ее фоне, и также будут влиять на будущее. Например, меняется демография — количество маленьких домохозяйств растет постоянно. Если раньше в семье, покупавшей одну квартиру, было в среднем 4-5 человек, то сейчас в больших городах все чаще в одну квартиру въезжает 1 или 2 человека. Пандемия увеличила число разводов — количество маленьких домохозяйств дополнительно вырастет. Это значит, что потребуется еще больше небольших квартир, независимо от доходов населения. Если конечный покупатель небогат, основным инвестором выступают профессиональные фонды, покупающие жилье для последующей сдачи в аренду. В России таких крупных игроков пока совсем нет, но они обязательно появятся. Кроме того, нарастает урбанизация: люди приезжают в большие города и их ближайшие пригороды, несмотря на экономическую ситуацию. В перспективе двух-трех и более лет социально-демографические перемены должны привести к новому росту активности на рынке недвижимости по всему миру, включая Россию. И рост цен на недвижимость будет постоянным: новые участки под здания не появляются, на планете их не производят.

«Пандемия увеличила число разводов. Это значит, что потребуется еще больше небольших квартир»

Именно наступивший год не принесет нам, наверное, волны оптимизма покупателей — я жду, наоборот, некоторого затишья. Возможно, будет продано меньше квартир, чем в прошлом году; в этом ничего страшного нет. Лично у меня много оптимизма в преддверие конца пандемии — но в отношении уже следующего года. Пока слишком мало привитых. В Финляндии их значительно больше, чем в Петербурге, в некоторых городах — более 10%, однако все равно недостаточно. Вы знаете, что у нас сейчас обострилась эпидемическая ситуация и объявлен локдаун. Для строителей это проблема еще и потому, что возникли трудности (которых не было даже на острой фазе эпидемии в прошлом году) с рабочими. Недавно ужесточили правила въезда через границу с Эстонией, а в регионе Хельсинки работает 30-40 тысяч эстонских строителей. Сейчас они не могут спокойно приезжать. В Петербурге проблема с иностранными рабочими тоже есть, но для ЮИТ она не критична, потому что на наших стройках доля иностранных работников давно сокращена до минимальной.

«Наступивший год не принесет нам волны оптимизма покупателей — я жду, наоборот, некоторого затишья»

Мы как компания изменили отношение к офисной работе. Конечно, мы пока не знаем, что такое новая норма, но, по нашим оценкам, примерно 30% от рабочего времени наши сотрудники будут работать удаленно. Сейчас московский штат ЮИТ переезжает в новый офис. И этот офис в Москве — как пилотный проект для всего подразделения ЮИТ в России. Это офис нового поколения. Там у нас будет на 30% меньше рабочих мест, чем сотрудников; ни у кого не будет постоянного рабочего места. Начинаем работать в новом офисе в апреле — через полгода постараемся сделать исследование: оценить, как работается сотрудникам в уменьшенном новом городском офисе.

Как говорит HR-директор всего нашего концерна, «проблема удаленной работы — в том, что ты не чувствуешь запах коллеги». Это можно понимать и прямо, и образно. Прямой смысл в том, что у сотрудника могут возникнуть серьезные проблемы с алкоголем, пока он работает дистанционно — и вы слишком поздно об этом узнаете. А переносный смысл — можно прекрасно решать рабочие вопросы удаленно, но трудно уловить настроение, жизненную ситуацию. Может быть, коллега собирается уволиться, а, может, у него дома неприятности, и важно помочь. Когда я провожу совещание со своими российскими менеджерами, работающими в разных городах, мы обычно первые 20 минут просто пьем кофе и говорим о пустяках. Это немного помогает.

Так что появляются новые серьезные задачи. У нас главная задача для руководителей внутри компании на этот год — научиться работать частично удаленно, но в команде. Нельзя допустить перехода фирмы в режим «одиночных видов спорта».

В целом по миру, компании будут умешать количество офисных помещений. Наверное, у большинства не будет статусных центральных офисов в каждом крупном городе — будет несколько небольших офисов в разных районах, куда сотрудникам удобно добираться от их домов, и небольшое помещение для приема гостей в центре.

«У нас главная задача для руководителей внутри компании — научиться работать частично удаленно, но в команде»

Проблема в том, что многие сотрудники — не только здесь, но по всему миру — внутренне готовятся к возвращению прежней жизни после пандемии; в прежних офисах, в том числе. Но так не будет: мы уже живем в новых нормах, постепенно постигая на своем опыте, в чем они заключаются».

Подготовила: Елена Кром

Pro
Ищите прибыль в нишах: какие продукты станут востребованными в 2025 году
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
Хайп или тренд: что 10 лет назад обнадежило маркетологов, но не взлетело
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Подмена желаний: как ставить цели, ведущие к настоящему счастью
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Возраст, должность и задачи: что влияет на желание вернуться в офис
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям