Санкт-Петербург и область, 01 мая 2016, 14:51

Коммунальный Петербург: где исчезают деньги за тепло

Читать в полной версии
Фото: Илья Щербаков/Интерпресс

В Петербурге набирает силу скандал, связанный с долгами жилых домов за тепло. Правительство Петербурга и ТГК-1 не смогли разработать общий план, который позволяет погасить просроченную задолженность управляющих компаний за отпущенное тепло перед энергокомпанией.

Справка

На текущий момент общая сумма коммунальных долгов за тепло, по данным петербургского депутата Ирины Комоловой, составляет 21,6 млрд рублей. Самую большую дебиторскую задолженность имеет ОАО «ТГК-1» (51,8% акций принадлежит «Газпрому»), доля которой на рынке тепловой энергии Санкт-Петербурга составляет около 55%. По данным компании, на 1 апреля 2016 года просроченная задолженность потребителей составляет 6, 898 млрд руб. Основными должниками (4,409 млрд руб. — 71%) являются районные «Жилкомсервисы» (ЖКС), занимающие около 47% рынка ЖКХ (по объему обслуживаемых площадей), в основном принадлежащие городу.

Разногласия о причинах

По словам заместителя гендиректора ОАО «ТГК-1» Эдуарда Лисицкого, долги частных УК особого беспокойства не вызывают: «Мы с ними конструктивно работаем. Они нас слушают. У нас есть эффективные инструменты влияния на них». Основную головную боль создают долги государственных ЖКС — главным образом потому, что их объем неуклонно возрастает, что в компании называют основным препятствием обновлению тепловых сетей, которые стремительно деградируют. И в Смольном, и в «ТГК-1» признают, что в первую очередь необходимо остановить наращивание задолженности. Для этого необходимо ликвидировать источники возникновения долгов.

Причину роста долгов вовлеченные в эту историю лица трактуют по-разному. Заместитель председателя Жилищного комитета Людмила Соловьева заявила РБК Петербург: «2% жителей Петербурга регулярно не платят за тепло [за горячую воду и отопление — ред.]. Это увеличивает задолженность на 3 млрд руб. в год».

Основные усилия для остановки наращивания долгов, по мнению Л.Соловьевой, следует направить на работу с населением.

Э.Лисицкий с этим не согласен. В разговоре с РБК Петербург он отрицал ответственность населения за образование основной части задолженности. «Два или даже три процента неплатящего населения не могли образовать такую задолженность, — утверждает Э.Лисицкий. — В Мурманской, Ленинградской областях, в Карелии мы получаем плату за тепло от населения напрямую, по прямым договорам, и таких долгов там нет. Хотя доля неплательщиков там примерно такая же, а где-то даже выше, например, в Мурманске — 4%. В Петербурге деньги теряются в управляющих компаниях». По его словам, попытки обнаружить злоупотребления УК наталкиваются на сопротивление: «Нам не предоставляют документы ЖКС. Удалось проанализировать только работу «ЖКС № 2 Василеостровского района», где мы нашли признаки злоупотреблений и суд наши подозрения подтвердил. Мы обращаемся в прокуратуру, но результатов нет».

По информации генерального директора НП «МежРегионРазвитие» Владислава Воронкова, большинство ЖКС (37) полностью принадлежат городу (20% доли в каждом — напрямую, в лице КИО, 80% — формально владеет ООО «ЖКС№ 2 Московского района», которое в свою очередь на 100% принадлежит городу). Еще 6 ЖКС принадлежат городу только на 20%. 80% в трех из них владеет ООО «Проинвест», в других трех — ГК «Сити Сервис». Все основные решения в ЖКС, по словам В.Воронкова, принимает совет директоров, существующий в каждом ЖКС и состоящий из чиновников — замглавы районной администрации, представителя Жилищного комитета, представителя Комитета имущественных отношений (КИО). Возглавляют советы директоров, как правило, представители Жилищного комитета или районной администрации. По словам В.Воронкова, сейчас готовятся документы о передаче всех полномочий по организации работы ЖКС в Жилищный комитет, который будет назначать директоров.

Л.Соловьева отвергает претензии к руководителям ЖКС (хотя признает отдельные нарушения и даже злоупотребления, выявленные прокуратурой), поскольку долги ЖКС возникли, как она утверждает, из-за неплатежей населения. По этой причине формальное банкротство ЖКС, по ее мнению, ничего не даст, потому что адекватного имущества, которым можно было бы погасить долги, у них нет. В «ТГК-1» это тоже понимают, поэтому единственным выходом называют погашение долгов средствами собственника ЖКС, то есть, города — из городского бюджета путем докапитализации ЖКС.

Причин долгов много

У В.Воронкова — третья версия, как причин задолженности, так и способов ее ликвидации. Главной причиной образования задолженности (60 — 70% общего объема долгов) он называет завышение ресурсоснабжающей организацией счетов на тепло путем манипулирования законодательством. Он утверждает, что «РСО используют мошенническую схему выставления счетов на тепло». Например, когда труба с теплом проходит через несколько домов (и каждый получает тепло через отводы), то РСО заключает договор с первым домом на отплату тепла, потребляемого всеми этими домами. Их доли рассчитываются по нормативам, которые некорректны и приводят к завышению платы. Как утверждает В.Воронков, такой порядок установлен администрацией Петербурга вопреки федеральному законодательству. При этом зачастую с этих домов РСО также отдельно требует плату за тепло. На такую двойную оплату УК разумеется не соглашаются и возникают формальные долги.

Вторая по важности причина, по версии В.Воронкова, — неплатежи населения. Они создают 10–20% долгов. Третий фактор — «навязанные услуги», то есть, «перетоп». Это порождает еще около 10% задолженности. Остальное — более мелкие факторы, например, применяемое раза два в год, как утверждает В.Воронков, волевое, по указанию Жилищного комитета, снижение начисляемой населению платы за тепло — «для снижения социальной напряженности». Разница между начисляемой платой и номинальной образует долг ЖКС.

Соответственно, для урегулирования проблемы долгов необходимо, по мнению В.Воронкова, устранить хотя бы основные причины их возникновения. В первую очередь, прекратить «накрутки» с помощью манипулирования законодательством. Также необходимо жестко истребовать долги с населения (в этом он согласен с Л.Соловьевой). «Это вполне возможно, по крайней мере, в отношении нанимателей социального жилья, — уверен В.Воронков. — В крайнем случае, за них заплатит собственник жилья — государство. Таких долгов у ЖКС — десятки миллионов. Также на примере алиментщиков видно, что хорошо действует запрет на выезд за границу. Существуют и другие способы. Надо только их применять». Кроме того, он считает, что значительная часть долга может быть покрыта оплатой задолженности Петербурга за теплоснабжение своих нежилых помещений. Л.Соловьева говорит о сумме 200 млн руб., но В.Воронков и Э.Лисицкий считают эту цифру значительно заниженной.

Кроме того, эксперты предлагают применить срок исковой давности по некоторым старым долгам. Это уменьшит общий объем задолженности на несколько миллиардов. Эта старая задолженность, около 5 млрд руб., возникла по словам Л.Соловьевой, до 2013 года, когда плата за тепло начислялась балансовым методом. Судами эта задолженность признана. УК получили соответствующие исполнительные листы, но долги не погашают — им просто неоткуда взять эти деньги.

По словам председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрея Бондарчука, 1 апреля Смольный принял план по ликвидации проблемы задолженности. Среди мер — «выверка базы данных, корректировка договорных отношений, и ряд других мероприятий». О докапитализации ЖКС А.Бондарчук не упомянул.

Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США