Санкт-Петербург и область, 01 июн 2015, 09:59

Гарюгину запретили рассказывать подробности заведенного на него дела

Главу петербургского метрополитена подозревают в злоупотреблении полномочиями
Читать в полной версии
Фото: В.Гарюгин/gov.spb.ru

Главе ГУП «Петербургский метрополитен» Владимиру Гарюгину запретили разглашать информацию об уголовном деле, по которому он проходит подозреваемым. Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, такое решение принял Следственный комитет РФ. Гарюгина подозревают по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Его действия, по версии следствия, повлекли ущерб городской казне не менее 466 млн рублей (при заключении инвестдоговора в пользу компании «Советник» холдинга «Петромир» Михаила Мирилашвили о строительстве вестибюля станции метро «Адмиралтейская» с торгово-развлекательным центром).

Адвокат начальника метрополитена Владимир Львов получил отказ следователей в разрешении представить СМИ версии защиты. По словам адвоката, следствие взяло у него и его клиента подписку о неразглашении материалов дела. Согласно ст. 161. Уголовно-процессуального кодекса (УПК), в таких случаях данные предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения следователя в допустимом объеме, при этом разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия запрещено. В.Гарюгин не считает себя виновным и, по словам его адвоката, готов публично представить общественности и следствию свои доказательства.

В.Львов считает странной ситуацию, создающей неравность позиций следствия и защиты, лишенной права публично ответить на официально выдвинутые подозрения.

Интересно, что Конституционный суд еще в 2004 году указал, что нормы УПК вообще «не предполагают возможность возложения на подозреваемого обязанности не разглашать без соответствующего разрешения ставшие ему известными данные предварительного расследования».

«Брать подписку о неразглашении у подозреваемого незаконно - это хрестоматийное нарушение следователя, которое может быть оспорено в суде. А право брать такую подписку у защитников мы с коллегами сейчас обжалуем в Конституционном суде. Мы оспариваем монопольное право следователя принимать такие решения, которые не позволяют адвокатам пользоваться в интересах подзащитных необходимыми консультациями и ставят их в неравное положение с самими следственными органами, тем временем активно распространяющими в СМИ информацию о ходе расследования», - цитирует издание руководителя «Команды 29» (специализируется на защите свободы доступа к информации) адвоката Ивана Павлова.

Ранее РБК Петербург сообщал, что, по версии следствия, в 2012 году В.Гарюгин «и иные лица» использовали свои полномочия «вопреки законным интересам организации» при заключении инвестдоговора о строительстве комплекса наземного вестибюля станции метро «Адмиралтейская». В результате бюджету города был причинен ущерб в сумме не менее 466 миллионов рублей, а также нанесен существенный вред «охраняемым законом интересам государства». Весной этого года были арестованы принадлежащие В.Гарюгину денежные средства в сумме более 31 млн рублей, крупные суммы валюты, три земельных участка, расположенных в различных районах Ленобласти, жилой дом, автомобиль Toyota Land Cruiser и три сберегательных сертификата общей стоимостью 2,4 млн рублей.

Незадолго до этого Констрольно-счетная палата РФ выявила финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации петербургского метро в 2011-2013 годах на 9,2 млрд рублей. Основной ущерб принесли как раз заключенные предприятием инвестконтракты на строительство вестибюлей метро с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами.

Стоит напомнить, что более 12 лет назад мэр Северной столицы Владимир Яковлев подписал распоряжение, которое давало возможность метрополитену привлекать инвесторов для ремонта вестибюлей. В 2004 году губернатор Валентина Матвиенко предложила сооружать за счет средств бюджета только наклонные ходы, а для строительства вестибюлей привлекать инвесторов. Спустя четыре года частный капитал разрешили привлекать не только для ремонта, но и строительства вестибюлей. Размер платежа в бюджет города определяли оценщики, которых нанимал инвестор. При этом стоимость работ согласовывалась с КУГИ и ГУИОНом. Как подметила «Фонтанка», итоги конкурсов обычно объявлялись с большим запозданием или же вовсе держались в секрете.

В ходе недавней проверки внимание аудиторов привлекли контракты по застройке 3,5 га земли на шести новых станциях метро. Участки для привлечения инвесторов к строительству наземных вестибюлей, совмещенных с ТРК, КУГИ Смольного передал в период правления В.Матвиенко ГУП «Петербургский метрополитен». Метрополитен разместил контракты на закрытом конкурсе. В итоге на пяти станциях многоэтажные ТРК возведены структурами крупнейшего в городе владельца и оператора торговой недвижимости «Адамант» Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича. А более 10 тыс. кв. м коммерческих площадей на станции «Адмиралтейская» в двух шагах от Дворцовой площади построило ЗАО «Советник» холдинга «Петромир» Михаила Мирилашвили. За право разместить на станциях коммерческую недвижимость и приватизировать на льготных условиях участок застройки инвесторы, по данным КСП, перечислили в казну от 1,5 млн руб. на станции «Звенигородская», 2,6 млн руб. - на «Бухарестской» и 7,8 млн руб. - на «Международной» до 70 млн руб. - на «Адмиралтейской». Приглашенный КСП независимый оценщик пришел к выводу, что даже самая высокая сумма компенсации занижена в 20 раз.

Что касается последней станции, тот, как уточняет «Фонтанка», по договору с «Советником» свайное основание под зданием на Малой Морской, где располагается станция «Адмиралтейская» и ТЦ «Адмирал», должен был делать инвестор. Однако в реальности эти работы выполнил «Метрострой» при возведении наклонного хода станции. По оценке КСП, их стоимость составила не менее 466 млн рублей: как указано на сайте палаты, метрополитен «неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджета».

В метрополитене ранее говорили, что после возведения здания был проведен расчет нагрузки на фундамент, который показал, что стоимость свайного основания составляет 271 млн рублей. «Советник» перечислил эти средства в городской бюджет. Следствию же теперь предстоит выяснить, чья оценка стоимости фундамента более точна – КСП или самого метрополитена.

Петербургский метрополитен отверг все выводы аудиторов. Сам В.Гарюгин в декабре говорил: «Никаких расхищений, никакого ущерба бюджету на 9 млрд рублей не было». Тогда же ГУП оспорил выводы КСП в арбитраже. В пресс-службе вице-губернатора северной столицы Игоря Албина, между тем, сообщили, что В.Гарюгин покинет свой пост только в случае доказательства его вины в суде.

Роман Кизыма

Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить