Санкт-Петербург и область, 01 июн 2022, 15:36

Петербург и Ленобласть могут лишиться доходов нефтяного экспорта

Возможное прекращение экспорта нефти через российские порты Балтики не причинит большого ущерба Петербургу, но для портового бизнеса Ленобласти потери могут оказаться ощутимыми.
Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

Нефтяное эмбарго в отношении России, предусмотренное шестым пакетом санкций ЕС, заметно осложнит экспорт нефти и нефтепродуктов из балтийских портов Петербурга и Ленобласти или полностью его остановит, не исключают эксперты. По их прогнозам, для экономики Петербурга потеря будет не очень заметной, но портовый бизнес Ленобласти пострадает существенно.

Сухие цифры

После того как Совет ЕС окончательно одобрит шестой пакет антироссийских санкций, только что согласованный Еврокомиссией, в течение полугода страны Евросоюза должны будут отказаться от танкерных поставок нефти из РФ, а ещё через 2 месяца — и от закупок нефтепродуктов, сообщает «Деловой Петербург». Полное эмбарго на трубопроводную нефть откладывается из–за сильной зависимости от неё Венгрии, Чехии и Словакии. Кроме того, Болгария добилась отсрочки до 2024 года прекращения морских поставок из РФ.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году на долю Евросоюза приходилось около 47% отечественного экспорта нефти. Всего в 2021 году Россия продала 230 млн тонн сырой нефти и 144 млн тонн нефтепродуктов на общую сумму в $180 млрд.

Через Петербург и Ленобласть проходит около 10% всего нефтяного экспорта России. Петербург нефть не экспортирует вообще, а на нефтепродукты приходится около 10% общего объема экспорта из региона. В минувшем году из региона экспортировалось (главным образом по морю) 21,6 млн тонн сырой нефти и 29,4 млн тонн нефтепродуктов на общую сумму $17,3 млрд.

Возможные альтернативы

Как утверждают эксперты, перенаправить даже такой объем в другие страны будет непросто. «Китай получает примерно 80 млн тонн нефти из России. Если сверх того зафрахтуют какие–то танкеры из других портов, в том числе из Ленобласти, получится дополнительно никак не более 4–5 млн тонн в год, но это не спасение для российского экспорта», — приводит газета комментарий аналитика нефтегазового рынка Михаила Крутихина, оценки которого исходят из максимальной загрузки дальневосточных транспортировочных мощностей и инфраструктуры. Пострадают от этого прежде всего порты Ленинградской области, которые, по мнению Крутихина, потеряют основной объём перевалки.

Замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев более оптимистичен. «Учитывая, что в портах Санкт–Петербурга и Ленинградской области налажена логистика, я думаю, что большая часть грузов останется», — полагает эксперт. То обстоятельство, что новые маршруты экспорта в неевропейские страны будут содержать длинное транспортное плечо, он считает не слишком существенным на фоне значительных скидок при продаже нефти, которые Россия вынуждена будет предоставлять новым покупателям. Так, например, сейчас отгрузки в Индию осуществляются с дисконтом $35–40 на баррель, и эту страну большинство аналитиков считает приоритетным, в нынешних условиях, покупателем высвобождающейся российской нефти.

Впрочем, как замечает Михаил Крутихин, на индийском рынке России придётся столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны государств Персидского залива, поэтому в Индию вряд ли получится направить больше 6–7 млн тонн, которые не покроют убытков от потери европейского экспорта. К тому же, добавляет Алексей Белогорьев, как показывает опыт взаимодействия Индии с Ираном и Венесуэлой, индийские компании сразу сворачивают сотрудничество при возникновении санкционных рисков. Поэтому угроза вторичных ограничений для Индии может стать поводом отказа от поставок из России.

Кто пострадает

От проблем с нефтяным экспортом больше всего пострадает специализированный порт «Приморск» (две трети грузооборота — сырая нефть, треть — нефтепродукты). В худшем варианте он может полностью прекратить свою деятельность. У других портов региона перевалка нефти и нефтепродуктов составляют разные доли грузооборота. По данным за 2021 год, у порта Усть-Луга — 57%, Большого порта Санкт-Петербург — 21%, Калининград — 11%.

Серьезна угроза и для порта «Высоцк», полагают эксперты. Во-первых, доля перевалки нефтепродуктов в грузообороте этого порта (по данным за прошлый год) составляет 78,5%. Во-вторых, еще 21% приходится на уголь, от экспорта которого из России Евросоюз также отказался. Из-за эмбарго на российский уголь страдает и порт «Выборг» (доля угля в грузообороте 61%), в то же время перевалкой нефти и нефтепродуктов этот порт не занимается.

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе