Некому жаловаться: сможет ли Россия избавиться от нелегальных гидов
Петербургские депутаты Денис Четырбок и Алексей Макаров предложили запретить иностранцам работать гидами и экскурсоводами в Петербурге. Занимать эту должность смогут только граждане РФ, прошедшие соответствующую аттестацию. Инициативу уже поддержал во втором чтении петербургский парламент. Сейчас документ находится на рассмотрении в Госдуме РФ. Нарушителей нового закона предлагают штрафовать. Для гидов без аттестации предусмотрено наказание в размере до 30 тыс. руб., для юридических лиц — до 100 тыс.руб. Иностранных граждан депутаты предлагают штрафовать на сумму от 40 до 50 тыс. руб., после чего выдворять из страны. Опрошенные РБК Петербург эксперты рассказали, где в мире существует аналогичная практика и к каким последствиям она может привести.
Дмитрий Некрестьянов, партнер юридической фирмы «Качкин и Партнеры»:
Такого рода протекционистские меры — это, как правило, элемент культуры стран третьего мира.
Сложно сказать, с чем именно связана инициатива петербургских депутатов, так как мнение, что только русские гиды могут качественно рассказать о нашей культуре и искусстве, звучит абсурдно. И если именно этим обосновывают данное предложение, то это печально. Скорее всего, принятие этого закона не приведет к изменению фактической ситуации и просто станет поводом для дополнительных проверок и штрафов. Очень похожая ситуация произошла с запретом курения около бизнес-центров — запрет есть и курение тоже есть».
Алексей Мусакин, управляющий партнер Cronwell Hotels&Resorts, вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации:
Во-первых, некоторое время назад КНР и Россия заключили договор о безвизовом групповом заезде китайских туристов. За счёт увеличения объёма китайских туристов мы рассчитывали увеличить доходы от туристической сферы. В результате же получается, что российские гостиницы ещё получают какой-то доход от китайских туристов, (и то, уже вовсю начинают строиться китайские гостиницы), а всё остальное — рестораны, кафе, магазины — нет. Они принадлежат китайцам, и мы не знаем, куда идут эти деньги, они, может быть, вообще в Россию не попадают, а переводятся по безналу в китайские компании за рубежом. Получается, китайцы получили свои преференции, а мы нет.
Мы не знаем, куда идут эти деньги, они, может быть, вообще в Россию не попадают, а переводятся по безналу в китайские компании за рубежом.
Во-вторых, те китайские гиды, которые работают с туристами, по словам моих коллег, знающих китайский язык, рассказывают уму непостижимо что. Путают всё, что можно. Это тоже может быть мотивом для принятия закона об иностранных гидах.
Но здесь одна тонкость — запретить гиду сопровождать группу людей невозможно. Если едет автобус из Финляндии, от финской туристической компании, то его должен сопровождать финский гражданин. И нас, когда мы организованно едем в Финляндию, сопровождает русский гид. Но, когда мы приезжаем в музей, русский гид не ведёт экскурсии в финском музее, а передаёт группу гиду, который аккредитован в Финляндии и считается финским работником. И такая практика существует во многих странах. У нас есть сопровождающие, которые рассказывают общую информацию о стране и есть специалисты, которые знают конкретные исторические места и проводят там экскурсии. Я думаю, в законе будут прописаны правила, каким конкретно гидам запрещена работа в России. Иначе сопровождающих придётся высаживать на границе.
Закон излишне строг. Правильнее было бы ввести лицензирование и контроль качества, а не запрет по национальному признаку.
Вообще, на мой взгляд, закон излишне строг. Правильнее было бы ввести лицензирование и контроль качества, а не запрет по национальному признаку. У нас действительно многие гиды работают без аккредитации, и это проблема. Если гид аккредитован и мне не нравится, что он рассказывает, я могу пожаловаться на его непрофессионализм в государственную организацию (Городская аккредитация при Правительстве Санкт-Петербурга — ред.). А если гид не аккредитован, куда мне жаловаться? К тому же, в России могут быть иностранцы, которые прошли все экзамены, зарегистрированы и аккредитованы как гиды. Они хотят жить у нас в стране, предоставлять свои услуги и платить налоги. Здесь же главный вопрос — деньги должны идти в страну. Если иностранный гид покупает патент в России, тогда он уже конкурирует с другими гидами: кто будет лучше рассказывать «наш» или «не наш».
Светлана Иванова, председатель правления Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга:
Сейчас колоссальный имиджевый ущерб наносится нашему государству нелегальными туроператорами. И турпоток из Китая — это только начало. Мы уже видим группы из Ирана, из Израиля, за ними подтянулись Польша и Германия.
Туристов все больше, нагрузка на инфраструктуру города, на музеи и жителей все выше, при этом город не получает ничего: ни налогов, ни финансов от этого потока. Нелегальные гиды не работают по правилам, принятым на туристическом рынке города. Я приведу простой пример — и в Екатерининском дворце, и в Эрмитаже есть система, которая распределяет туристические группы по времени, чтобы нагрузка была равномерной. Нелегальные группы из Китая просто срывают эту систему. Например, покупают электронные билеты в Эрмитаж, предназначенные только для индивидуальных посетителей. Это проблема исключительно нелегальных туроператоров.
Туристов все больше, нагрузка на инфраструктуру города, на музеи и жителей все выше, при этом город не получает ничего.
Наши турфирмы несут ответственность — официальный гид может лишиться лицензии. Нелегальные игроки находятся вне правового поля. В ответ на любую попытку привлечь их к ответственности они просто делают вид, что не понимают языка. Мы называем их нелегальными, но, по сути, в законе сейчас просто нет основания, которое позволило бы привлечь такие компании. Они ничего не нарушают. Мы сами позволяем существовать такой системе.
Важно, чтобы после принятия закона контролировалось его исполнение. За рубежом, в популярных городах действует туристическая полиция, следит и обычная полиция. Пусть ситуация начнет меняться хотя бы с Петербурга».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.