Санкт-Петербург и область, 01 июл 2020, 17:17

Петербург оказался лидером страны по доле фиктивных фирм

Читать в полной версии

Начальник Управления ФНС России по Петербургу Александр Гнедых фактически назвал Северную столицу российским лидером по доле фиктивных фирм. Судя по его словам, такого нет даже в Москве. В прокуратуре согласны с тем, что в городе до недавнего времени действительно довольно просто было наладить незаконную финансовую деятельность. Правоведы, между тем, считают обеспокоенность чиновников напрасной.

Половина юрлиц не работают

По данным Минэкономразвития, Петербург занимает первое место в России по количеству малых и микропредприятий. «Петербург действительно является лидером по количеству малых и микропредприятий», — заявила в прошлом году заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Олеся Тетерина.

В петербургском управлении ФНС раскрыли секрет такого лидерства. «По данным на 1 июля 2019 года из зарегистрированных 296 тыс. юрлиц почти 53% не предоставляли отчетность, — сообщил Александр Гнедых. — В течении 2019 год в ЕГРЮЛ внесено 83 тыс. записей о недостоверности сведений о юрлице, в том числе 54 тыс. записей о недостоверности сведений об адресе». Глава УФНС особо отметил 16 тыс. записей о недостоверности сведений о руководителе юрлица: «Руководители часто меняются, а налоговый орган об этом не знает. А ведь руководитель несет ответственность за работу своего предприятия, подписывает документы налоговой отчетности». Александр Гнедых сообщил, что за 2019 год из ЕГРЮЛ исключено более 50 тыс. юрлиц, из них более 27 тыс. — при наличии записей о недостоверности сведений.

Судя по данным УФНС, за прошедший период нынешнего года, ситуация принципиально не меняется. За пять месяцев 2020 года в ЕГРЮЛ внесено более 40 тыс. записей о недостоверности сведений. Из них 33 тыс. записей — о недостоверности сведений об адресе, 6 тыс. записей — о недостоверности сведений о руководителе. На 1 июня 2020 года на налоговом учете в Петербурге состоит 268 тыс. юрлиц. Из них 63 тыс. юрлиц (24%) имеют актуальные записи о недостоверности сведений, 13,5 тыс. не имеют открытых расчетных счетов. По результатам контроля установлено отсутствие по адресу порядка 56% поставленных на учет юридических лиц. «Все эти цифры абсолютно достоверные», — подчеркнул начальник УФНС.

Страшные цифры

«Эти цифры страшно даже произносить, — признался Александр Гнедых. — На сегодняшний день петербургский бизнес по-прежнему считается самым «схемным» бизнесом в РФ. Самые большие разрывы по НДС по-прежнему находятся в Петербурге».

Судя по комментарию начальника отдела горпрокуратуры Павла Червякова, ситуация здесь связана с так называемыми «обнальными площадками» и предприятиями, которые используются для организации так называемого «бумажного НДС». «По итогам 2018 года Управление [УФНС по СПб — ред.] было на одном из последних мест в России по работе налоговых органов, связанной с «чистотой среды», — сообщил он вероятную причину такого положения. — Это значит, что обналичивать, вести незаконную финансовую деятельность на территории Санкт-Петербурга было довольно легко». Сейчас, по его словам, ситуация улучшается.

Эта информация прозвучала в ходе прошедшего на днях онлайн-заседания рабочей группы (под председательством уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александра Абросимова) по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Страхи преувеличены

Директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев считает, что обеспокоенность чиновников во многом преувеличена.

«Их обеспокоенность связана с тем, что большое количество фиктивных юрлиц свидетельствует, по их мнению, о размахе теневого бизнеса. Но это не так. Статистика по количеству юрлиц плохо отражает уровень честности бизнеса в среднем по региону, — утверждает эксперт. — Количество зарегистрированных юрлиц напрямую не связано с числом реально работающих фирм потому, что юрлицо — это инструмент ведения бизнеса. Зачастую фирма (группа людей, организующих новый бизнес) создает несколько юрлиц не потому, что хочет осуществлять незаконные операции, а потому что заранее не знает, какое из этих юрлиц окажется наиболее эффективным для конкретного бизнеса. Это выясняется только на практике. Фирма выбирает оптимальное юрлицо, а все остальные бросает. Так появляются неработающие, фиктивные юрлица.

Это нормальная практика во многих странах мира. Впрочем, в США и Англии она затруднена — регистрация юрлиц там весьма сложная. Но, например, в Германии, как и у нас, она довольно простая. Россия в последние годы заметно упростила процедуру регистрации бизнеса и поднялась в рейтинге Doing Business в число лидеров.

«Серым» фирмам для незаконных операций нужно гораздо больше юрлиц, чем «белым», поэтому по числу фиктивных юрлиц нельзя делать выводы о размахе теневой экономики. Грубо говоря, если честная фирма (группа людей) регистрирует 5 юрлиц, то нечестная — 50. Но это не значит, что доля теневой экономики составляет 90%. Что касается петербургского лидерства по доле малых юрлиц, то эта информация тоже некорректна — с учетом погрешности измерений ситуация в мегаполисах примерно одинакова», — говорит эксперт.

Pro
Чем ИИ-бот от Цукерберга оказался лучше даже платной версии ChatGPT
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе