Дожить до распродаж: что ждёт торговые центры в Петербурге
Запрет работы фудкортов стал серьёзным ударом для петербургских торговых центров. Если в Москве посещаемость ТЦ после введения этой меры упала на 9,7%, то в Петербурге спад доходит до 15%, подсчитали в Watcom. В крупных ТЦ Северной столицы спад достигает 20%. Управляющие торговыми центрами говорят, что многие точки общепита не переживут нынешние ограничения.
Общепит генерирует 20-25% трафика
Эксперты компании Watcom подсчитали, как запрет работы ресторанных двориков (фудкортов и фудплейсов) отразился на посещаемости торговых центров Петербурга. Напомним, губернатор Александр Беглов из-за роста заболеваемости в городе ужесточил «антикоронавирусные» ограничения с 17 июня. Кроме общепита, в ТЦ также запрещена торговля на «островках», а также объектов досуга, кроме аквапарков, океанариумов, кинотеатров и фитнес-центров. Заполнение кинотеатров снижено до 50% мест.
По данным Watcom, падение Shopping Index (индикатор, отражающий динамику посещаемости торговых центров) в Санкт-Петербурге, если сравнивать 19-20 июня с предыдущими выходными 12-13 июня, составило в среднем 10-15%. В крупных объектах оно было даже больше, подчеркивают эксперты. В Петербурге снижение трафика оказалось более ощутимым, чем в Москве, где работу фудкортов запретили 12 июня. В столице, после введения запрета на выходных 12-13 июня падение Shopping Index составило 9,7%, по сравнению с предыдущими выходными.
«Фудкорты и развлекательные зоны в торговых центрах в среднем генерируют 20-25% трафика, поэтому их закрытие оказывает значительное влияние на посещаемость объекта», — пояснили в Watcom.
Жара и сезон отпусков
Отпрошенные РБК Петербург эксперты говорят о совпадении двух факторов — кроме ограничений, на снижение трафика повлияла жара, и многие горожане предпочли шоппингу отдых на природе.
«Сейчас наблюдается традиционный сезонный спад трафика ввиду того, что идет период отпусков, люди разъезжаются за пределы города. Жара и введение ограничений также внесли в этот тренд свою лепту», — говорит исполнительный директор ТРК «Лето» Андрей Должиков. По его словам, за последнюю неделю посещаемость этого торгового комплекса была примерно на 20% ниже, чем в аналогичный период 2019 года, когда ТРК работал без ограничений. Год назад торговые центры были в Петербурге закрыты. «Спад в 20% можно считать допустимым с учетом всех сложившихся факторов», — подчеркивает Андрей Должиков.
«Сначала на трафик повлияла жара: мы недосчитались 5-10% ежедневного трафика, потом новые ограничения, которые снизили посещаемость еще на 5-10%, так как за счет своей локации «Невский Центр» является традиционным местом для приема пищи», — рассказала Екатерина Трушлякова, директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia.
Надежда на распродажи
Начавшийся сезон распродаж весенне-летних коллекций поможет привлечь покупателей в торговые центры, ожидают участники рынка. «Безусловно, распродажи будут способствовать росту трафика, но мы не ожидаем, что он вернется на прежний уровень», — полагает Екатерина Трушлякова.
«Сезон распродаж всегда стимулирует людей к посещению ТРК в тот момент, когда потребительская активность минимальна — как раз в конце июня и весь июль. Распродажа способствует увеличению трафика и товарооборота арендаторов — в том числе и в текущих условиях», — отмечает Андрей Должиков. Но он настроен более пессимистично и считает, что некоторые операторы островной торговли и общепита не переживут нынешние ограничения. «Уже сейчас можно констатировать, что очередное закрытие в этих сегментах повлечет за собой более серьезные последствия, чем те, которые были в прошлом году», — резюмирует он.
Как ранее сообщал РБК Петербург, после снятия «антиковидных» ограничений и возобновления работы фудкортов в торговых центрах Петербурга с 50% посадкой в середине февраля, в них не открылось до 30% точек общепита.