В активном поиске: как молодые соискатели меняют рынок труда
Работодатели ищут молодежь, молодежь ищет работу, однако, несмотря на наличие спроса и предложения, в Петербурге уровень безработицы начинающих специалистов выше, чем в среднем по рынку труда. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на возможности трудоустройства молодежи и какого ожидать развития ситуации — в материале РБК Петербург.
Взаимный интерес
С одной стороны, как отмечают аналитики рынка труда, спрос на молодые кадры достаточно высок: доля вакансий для начинающих молодых специалистов в целом по Петербургу в последнее время составляет 17%, следует из данных hh.ru
Доля вакансий для начинающих молодых специалистов в целом по Петербургу в последнее время составляет 17%, следует из данных hh.ru
«Высока и активность молодых кандидатов на рынке труда: доля их резюме за последний месяц в общей массе соискателей — 28%. При этом все равно уровень безработицы среди них, как правило, выше, чем средний по рынку труда», — отмечает руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова.
О высокой активности молодежи на рынке труда говорят и данные портала «Авито Работа». «За год количество объявлений в категории «Без опыта, студенты» увеличилось на 46%, а соискательский интерес вырос на 134%», — сообщили в пресс-службе портала. При этом доля вакансий в этой категории в I квартале по Петербургу составила 19% от общего числа предложений о работе, в мае — 15%, в конце июня — 17%.
Общение через стену
Тем не менее найти подходящую работу студентам и выпускникам, как правило, непросто. Комментируя эту ситуацию, работодатели указывают на два основных недостатка молодых соискателей. Первый из них — отсутствие опыта работы, второй — слабо развитые soft skills (так называемые «гибкие навыки», не связанные со знанием конкретной профессии).
Работодатели указывают на два основных недостатка молодых соискателей. Первый из них — отсутствие опыта работы, второй — слабо развитые soft skills.
Как подчеркнула в рамках круглого стола РБК Петербург операционный директор книжной сети «Буквоед» Мария Бахонкина, в вузах «софтам» не учат, и вчерашним студентам приходится уже в процессе работы добирать навыки общения и работы в команде. «Некоторые сотрудники боятся покупателей — боятся, что у них что-то спросят», — поделилась Бахонкина.
«У меня есть прецедент, когда человек не смог со мной разговаривать очно, ушел в соседнюю комнату, и по зуму с выключенной камерой мы смогли поговорить», — привела пример директор Ресурсного центра социологических и интернет исследований СПбГУ Майя Русакова.
Превентивные меры
Отвечая на вопрос о том, как можно избежать подобных сложностей на старте карьеры, эксперты рекомендуют начинать карьеру как можно раньше. По мнению Марии Бузуновой, чтобы избежать проблем с трудоустройством, студентам лучше начинать работать по выбранной специальности уже на 3-4 курсе. Это не только даст необходимый минимум опыта в 1-2 года и «прокачку» soft skills, но и позволит завести полезные связи для дальнейшего карьерного роста.
Отвечая на вопрос о том, как можно избежать подобных сложностей на старте карьеры, эксперты рекомендуют начинать карьеру как можно раньше.
Идею стажировок и ранней молодежной занятости поддерживает и государство. Например, как рассказал зампредседателя комитета по труду и занятости Петербурга Николай Рогачев, в городе действует программа общественных работ, когда государство компенсирует часть заработной платы временному сотруднику на срок до трех месяцев. Часть работодателей использует ее как раз в качестве стажировки — трех месяцев хватает, чтобы присмотреться к сотруднику и понять, стоит ли нанимать его на постоянную работу. Есть и другие инструменты — например, программа временной занятости для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, компенсация страховых платежей за молодых сотрудников.
Много хотят
Еще одна проблема, которая мешает молодым соискателям и компаниям найти друг друга — несоответствие зарплатных ожиданий представлениям работодателей. «Достаточно часто начинающие соискатели с незаконченным высшим образованием указывают в своих резюме зарплату на 15–20% выше той, что запрашивают уже выпускники вузов, которые более-менее понимают, в какую ситуацию попадают», — говорит Мария Бузунова.
Традиционные работодатели порой не выдерживают конкуренцию с альтернативными формами занятости.
Есть и обратная сторона медали: традиционные работодатели порой не выдерживают конкуренцию с альтернативными формами занятости. Представитель ретейла привел пример поиска сотрудника на вакансию блогера в TikTok. «Люди хотят танцевать перед камерой и получать за это 75 тыс. руб. Когда мы назвали, какую сумму готовы платить — оправданную с точки зрения рынка — один из соискателей сказал, что за одну рекламу зубной пасты больше получает», — поделился он.
«За стакан супа»
«Текущая ситуация со стабильностью рынка труда, конечно, достаточно сложна для молодых специалистов. Те молодые люди, которые находят сейчас работу, попадают в группу риска и становятся первыми кандидатами на вылет, если работодатель проводит сокращения персонала», — предупреждает Мария Бузунова.
По мнению Марии Бахонкиной, в этом есть и свои плюсы: конкуренция за вакансии должна закалить молодежь. «Ситуация, когда нужно думать, на что завтра купить доширак, а не «искать себя» — это период, когда молодежь учится ответственности, когда она самостоятельно развивает soft-skills», — сказала она.
Представительнице бизнеса возразила Майя Русакова. «Не все пережили 90-е. Для того, чтобы обеспечить рост предпринимательства — не дикого предпринимательства, а технологических, творческих стартапов, неправильно рассчитывать на провал, когда они сами к нам побегут. Да, придут люди, которые будут готовы работать за стакан супа, но это не те люди, которые нужны для того, чтобы обеспечить развитие», — считает эксперт.
Так или иначе, молодежь требует особого подхода со стороны работодателя. «Они хотят свободы, творчества в рамках выбранной профессии, справедливой оценки со стороны работодателя. И это не только про деньги — это про признание, про возможности внутри компании», — подчеркнула директор по персоналу «Улыбки Радуги» Ирина Гусакова. Взамен, по словам Гусаковой, компания получает от молодежи новые идеи.