Санкт-Петербург и область, 01 июл 2022, 17:04

Транспортная реформа 2022: ответы на главные жалобы петербуржцев

Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба ведомства)

С 15 июля в Санкт-Петербурге стартует третий, завершающий, этап транспортной реформы. Предполагается, что с этого числа социальный общественный транспорт полностью заменит коммерческие автобусы в городе. Всего в рамках новой модели транспортного обслуживания на линии должны выйти более 2800 новых автобусов.

Пока же чиновники, горожане и эксперты отрасли анализируют итоге первых двух этапов реформы. Как всякое новшество, новая модель вызвала вопросы, недоумения, жалобы и предложения пассажиров. РБК Петербург проанализировал реакцию горожан в соцсетях, в том числе на сайте Комтранса «ВКонтакте», составил соответствующие вопросы и попросил ответить на них врио председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентина Енокаева.

— Как на практике реализовались риски, обозначенные комитетом перед стартом реформы: ошибки планирования маршрутов, нехватка новых автобусов и медленная адаптация населения?

— Первый этап реформы показал, что ошибок в планировании мало, а те, что выявились (по жалобам граждан, по реальному спросу), мы устраняли достаточно быстро, в течение первой недели. Трассы движения автобусов мы скорректировали только на семи маршрутах, а на 70 маршрутах немного изменили расписание за счет нормирования скорости движения — если автобус из-за пробок движется медленнее, чем по плану, мы добавляем автобусы, чтобы время ожидания на остановках не вырастало.

Риск дефицита автобусов мы проработали еще в начале. Во-первых, объем заказа производителям был достаточно велик. Во-вторых, наш заказ шел одновременно с федеральной программой поставок автобусов в регионы. Наложение этих двух программ могло создать большие проблемы производителям — они могли просто не справиться.

«Мы решили растянуть процесс на весь месяц — так пассажирам удобнее принимать нововведения»

В этом году добавился еще один риск — санкционный. На завершающем этапе изготовления петербургских автобусов производители перестали получать некоторые зарубежные комплектующие. Но они успели выполнить заказ для первого и второго этапов реформы. Поэтому автобусы 1-го этапа поехали, как и было запланировано,1 апреля. Почти все автобусы 2-го этапа тоже вышли на маршруты в срок — 1 июня. Что касается действующих маршрутов, мы решили растянуть процесс на весь месяц — так пассажирам удобнее принимать нововведения, когда не одномоментно всё меняется, а постепенно.

— А для третьего этапа, который начнется 15 июля, автобусы есть?

— Третий этап реформы мы тоже, как и второй, будем вводить постепенно — в течение июля и августа, соответственно, автобусы нам нужны не все сразу, а партиями. Дело в том, что промышленность, реагируя на санкции, перестраивала логистические цепочки поставок иностранных компонентов. Пока шла эта перестройка, объемы выпуска снизились. Однако мы надеемся, что производители справятся — потому что новые поставщики компонентов найдены, логистические цепочки построены, сейчас производство идет без сбоев.

— Какова обстоят дела с адаптацией петербуржцев к новой транспортной модели?

— Больше всего жалоб, естественно, было на первом этапе, когда люди только начали привыкать к новой модели. Ведь тогда поменялась не только маршрутная сеть, но и появился новый пересадочный тариф, а также была отменена зонная оплата. И в первые 7-10 дней было много вопросов и обращений по некорректной работе валидаторов. Второй этап жители восприняли более спокойно. Сейчас мы не видим такого напряжения, которое было в начале первого этапа.

— Но были жалобы и на втором этапе. Расскажите, как вы поступаете с ними, например, в связи с ликвидацией очень удобных для многих коммерческих маршрутов № 1 и № 178? Относительно второго жители пишут, что раньше дорога занимала 40-50 минут, а теперь 1,5 часа и с двумя пересадками.

— Коммерческий маршрут № 1 дублируется социальными автобусами № 2, 6, 49. Маршрут коммерческого автобуса № 178 дублируется социальными маршрутами № 107, 178, 198. После 15 июля движение автобусов на всех этих данных маршрутах будет усилено.

«Раньше человек выходил на улицу, поднимал руку и ехал на маршрутке прямо до метро, а теперь ему нужно выстраивать новый маршрут»

Мы так поступили с целым рядом коммерческих маршрутов. Считаем это правильным — потому что пересадочность увеличилась в целом незначительно, коэффициент пересадки там достаточно низкий. Мы понимаем, что жители испытывают неудобства — раньше человек выходил на улицу, поднимал руку и ехал на маршрутке прямо до метро, а теперь ему нужно выстраивать новый маршрут. Но люди постепенно привыкают — находят оптимальные маршруты и время поездки сокращается.

— Насколько реализуем оказался главный приоритет новой модели — езды по расписанию? Насколько много было сбоев? Петербуржцы на это жалуются. Каковы основные причины несоблюдения расписания?

— В начале первого этапа сбои были. Маршруты не всегда укладывались в расписание в «часы пик» из-за пробок. Сегодня мы видим положительную динамику в части соблюдения расписания. Сбои бывают в связи с форс-мажорами — ДТП, выпадением обильных осадков, а также в предпраздничные дни, когда по определенным трассам люди массово выезжают за город. В таких случаях соблюдать расписание объективно очень сложно. Но в обычной, повседневной жизни расписание соблюдается хорошо — даже когда пассажиров мало, автобус уходит с конечной остановки, чего раньше не было, когда маршрутки не двигались, пока не наберется достаточное количество пассажиров. В этом — большой плюс реформы для жителей.

— Пробки в определенных местах в часы пик и выезд петербуржцев за город — это не случайные события, а регулярные. Как вы поступаете с маршрутами, которые страдают от таких ситуаций?

— Мы добавляем автобусы на таких маршрутах — чтобы сократить интервальность. Об этом я уже упомянул в начале.

— Насколько часто были сбои в работе платежных терминалов в автобусах? На это люди тоже жалуются.

— В первую неделю были проблемы с QR-кодами. Сегодня такие случаи единичные — на каком-то автобусе связь вдруг пропадает, перестает работать оплата банковской картой и т.п. Мы быстро идентифицируем такие автобусы, перевозчики оперативно исправляют неисправности. Системных проблем мы не видим.

— Есть ли в городе дефицит газозаправочных станций? Горожане утверждают, что собственными глазами видели очереди к мобильным газозаправщикам.

— Очереди на заправках КПГ я подтверждаю. Причина в том, что такой газ можно получить только на стационарных комплексах. Таких в городе пока только 15, 14 из которых принадлежат «Газпром газомоторное топливо». На них заправляются не только автобусы, но и дальнобойщики, легковые автомобили, коммерческий транспорт. На всех станций не хватает — отсюда и очереди. До конца года компания введет в эксплуатацию еще один объект. До конца 2023 года в городе появятся еще четыре такие станции.

«Очереди на заправках КПГ я подтверждаю. Причина в том, что такой газ можно получить только на стационарных комплексах»

А по СПГ проблем нет — как по заправкам, стационарным и мобильным, принадлежащим самим перевозчикам, так и по поставкам газа. Этот рынок довольно конкурентный, предложений много, так что перевозчики справляются.

— Перед началом реформы перевозчики говорили об угрозе подорожания газа. Есть такая проблема сейчас?

— По какой цене перевозчики покупают газ — это их коммерческая тайна. В свою очередь, комитет готов оказывать помощь перевозчикам в решении проблем.

— Какие меры поддержки перевозчиков запланированы или уже предоставляются?

— Во-первых, мы увеличили размер аванса перевозчикам на этот год до 85% от объема их годового бюджета. Это должно помочь им рассчитаться с банками по подорожавшим кредитам, которые они вынуждены были привлекать.

Во-вторых, помогаем им с лизингом автобусов. Мы в постоянном режиме работаем с федеральными органами для сдерживания роста ставок лизинговых платежей, поскольку здесь тоже есть риск из-за сильного увеличения ключевой ставки ЦБ. Главная лизинговая компания «ГТЛК» находится в федеральной собственности, а практически все остальные аффилированы с банками с госучастием, нам пока удается сдерживать рост ставок. В том числе потому, что государство помогает самим этим лизинговым компаниям.

Третья мера поддержки — это запланированное увеличение срока контрактов с перевозчиками с нынешних шести лет до семи. Это позволит им сократить амортизацию подвижного состава на 15%.

Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Не лгите месяц. И увидите: качество вашей жизни вырастет на 25%
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем