Санкт-Петербург и область, 01 дек 2017, 10:54

Строительный рынок Петербурга накрывает волна банкротств

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

За последний год уровень банкротств строительных компаний в Петербурге увеличился на 5%. По данным исследования, проведенного Rusland SP, по сравнению с докризисным четвертым кварталом 2013 года этот показатель увеличился на 15%. О начале процедуры банкротства в этом году объявили даже такие крупные игроки рынка, как «НСК-Монолит» и «Геострой» (на них приходилось до 20% от общего объема специализированных услуг в городе). Эксперты говорят, что к банкротству строителей приводит чрезмерная финансовая нагрузка, обусловленная кризисом неплатежей и снижением прибыли.

Опасный бартер

Строительство сегодня — один из самых проблемных секторов экономики по уровню банкротств. Тяжелее всего себя чувствуют подрядные организации, особенно те компании, кто работает с жилищными девелоперами, говорят аналитики. В общем объеме подрядных организаций Петербурга доля убыточных составляет 24%.

По словам Николая Большакова, руководителя направления строительного консалтинга Rusland SP, за последние три года подрядчики фактически стали малыми кредиторами девелоперов. «В результате колоссального увеличения ставок по ипотеке в 2014 году, резко упала покупательская способность населения и, как следствие, спрос на квартиры. Это повлекло падение доходов жилищных девелоперов и невыполнение ими финансовых обязательств перед подрядными организациями. Те подрядчики, кто не выдержал финансовой нагрузки, были вынуждены закрыть бизнес», — отмечает он. Сейчас просроченная кредиторская задолженность петербургских девелоперов составляет 14 млрд 17 млн руб. Из них почти 12 млрд — задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

Еще одна причина постоянных банкротств в сегменте подряда — постепенное снижение прибыли (начиная с первого квартала 2014). По данным Rusland SP, в настоящее время она в два-три раза меньше, чем три года назад. По словам Большакова, на это повлияло несколько факторов. «Во-первых, жилищные девелоперы все чаще частично расплачиваются с подрядчиками квартирами в домах, чье строительство они же и ведут. Таким образом, на подрядные компании перекладывается долговая ответственность. Во-вторых, демпинг цен на строительные работы влияет на конъюнктуру рынка подряда. Чтобы победить в тендере, многие подрядчики занижают стоимость своих услуг. Это приводит к снижению среднего уровня цен на услуги по строительству». Аналитики полагают, что во избежание банкротства оборотные средства компании должны составлять 20-30% от общей суммы заключенных контрактов.

На грани выживания

Сами подрядчики девелоперов, в свою очередь, обращают внимание на снижение спроса на рынке, которое вынуждает девелоперов экономить на цене работ настолько, что их смежники оказываются на грани выживания. Гендиректор инжиниринговой компании «Конфидент» Петр Кузнецов отметил в разговоре с РБК Петербург: «Я сужу о спросе по тем объектам, с которыми непосредственно имею дело: в элитном сегменте есть дома, где через год после сдачи в эксплуатацию не продано до четверти квартир. В прежней экономической реальности было совсем иначе: хорошо, если через год после сдачи оставалось 5-7% непроданных квартир. Причем, они оставались по совершенно другим причинам — их придерживал девелопер, не желая продавать лучшие — например, видовые квартиры — на этапе стройки».

Говоря о резком снижении рентабельности строительных компаний (подрядчиков и генподрядчиков), Кузнецов заявил: «По моим представлениям, объективно рентабельность ушла в минус, и компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы показать ее на уровне 1-4%».

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков