Санкт-Петербург и область, 01 дек 2020, 16:55

Новая инициатива властей Ленобласти напугала экологов

Читать в полной версии
Фото: Талина Анна/PhotoXPress.ru

В Ленинградской области начато рассмотрение законопроекта, изменяющего нынешний порядок обращения с отходами. Ассоциация «РазДельный сбор» считает, что законопроект не соответствует федеральному законодательству и угрожает самому существованию раздельного сбора отходов. Депутаты областного ЗакСа поддерживают требование общественников серьезно доработать документ.

Регламентировать раздельный сбор

Законопроект «О регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области, о внесении изменений в областной закон «Об административных правонарушениях» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов и отдельных положений законодательных актов» представлен в областное Законодательное собрание губернатором Ленобласти Александром Дрозденко.

Активисты «РазДельного сбора» считают, что документ противоречит иерархии обращения с отходами, установленной федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления». В частности, эксперты утверждают, что вопреки требования 89-ФЗ областной законопроект не устанавливает обязательность организации раздельного накопления отходов (РНО). Содержащейся в законопроекте простой констатации, что такое накопление возможно, без установления его обязательности совершенно недостаточно, считают экологи. «При этом должны быть предусмотрены конкретные этапы внедрения РНО, обязанность по направлению раздельно накопленных отходов на утилизацию (за исключением энергетической утилизации) во избежание организации поддельного раздельного накопления недобросовестными операторами и организаторами такого накопления, критерии обеспеченности населения такой инфраструктурой по разным видам и фракциям отходов (в частности, площадками для их размещения), обязательные для исполнения целевые показатели такой обеспеченности, а также ответственность за нарушение таких требований.

В законопроект нужно включить меры по упрощению и стимулированию организации РНО организациями (индивидуальными предпринимателями), не являющимися региональными операторами по обращению с ТКО», — пишут в своем заключении специалисты «РазДельного сбора». В то же время «требования по обязательному внедрению РНО, как и конкретные этапы внедрения раздельного накопления отходов в Ленинградской области, не предусмотрены действующим в регионе Порядком накопления твердых коммунальных отходов», — утверждают они.

Исключить сжигание

«Необходимо исключить возможность энергетической утилизации отходов, образованных на территории Ленинградской области и ввезенных на её территорию. Энергетическая утилизация является опасным, крайне дорогостоящим и уничтожающим ресурсы способом обращения с отходами. В законопроекте необходимо прямо указать, что отходы на территории Ленинградской области могут быть утилизированы только путем их переработки в материальную продукцию либо повторно применены по прямому их назначению (рециклинг)», — считают активисты. В то же время, если нынешние формулировки, касающиеся раздельного сбора сохранятся, то возникает риск приоритетного применения энергетической утилизации, в том числе сжигания RDF (SRF) -топлива, произведенного из смешанных отходов, уверены они. Но в смешанных отходах присутствуют и отходы высокого класса опасности, сжигание которых представляет серьезную угрозу для окружающей среды. Как, впрочем, и некоторых видов отходов более низкого класса опасности, например, пластиковых.

Также в законопроекте отсутствуют, как утверждают в «РазДельном сборе», обязательные к исполнению требования и меры по предотвращению образования и сокращению образования отходов, в частности, меры по сокращению пищевых отходов, запрет на использование одноразовой посуды, иных одноразовых предметов, бутилированной воды даже на государственных мероприятиях.

Убрать спецразрешения

В своем обращении к прокурору Ленинградской области подписавшая документ председатель правления ассоциации «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская утверждает, что ст. 5 законопроекта противоречит 89-ФЗ, поскольку устанавливает обязанность как юридических, так и физических лиц получать в органе исполнительной власти Ленобласти специальное разрешение на перемещение любых отходов независимо от вида. Причем, это необходимо, по новому порядку, в том числе в случаях транспортирования отходов на территорию области с территории иных субъектов РФ и транзитного транспортирования отходов в иные субъекты РФ через Ленобласть. При этом никакого порядка, условий и сроков получения таких разрешений в законопроекте не прописано, зато предусмотрены крупные штрафы за перевозку без спецразрешения (для юрлиц до полутора миллиона рублей).

«Законопроект не дает даже никакого понимания, что за условия будут указаны в разрешении, за нарушение которых предусмотрены такие огромные штрафы. Таким образом, законопроект в указанной части не отвечает принципу правовой определенности. Считаем, что данное требование противоречит федеральному законодательству, является избыточным, не отвечает принципу правовой определенности, может нарушить права населения и предпринимательского сообщества», — утверждает Татьяна Нагорская.

Депутаты — за доработку

30 ноября состоялось обсуждение законопроекта на заседании постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Ленобласти. Как сообщил РБК Петербург председатель комиссии Николай Кузьмин, большинством голосов она рекомендовала принять законопроект в первом чтении, но ко второму чтению подготовить поправки с учетом рекомендаций общественности и самой комиссии. «Законопроект нуждается в серьезной доработке», — заявил корреспонденту РБК Петербург Николай Кузьмин. По его словам, комиссия считает, что необходимо уточнить положение о штрафовании за несанкционированные свалки. «Но штрафовать надо не собственников территорий, на которых они образуются, как предусмотрено законопроектом (штрафы увеличиваются до 100 тыс. рублей), а виновников — тех перевозчиков, которые сваливают мусор без ведома собственников», — поясняет он.

Также комиссия поддерживает требование общественников полностью переработать раздел, касающийся раздельного накопления отходов. «К нам поступило очень много обращений на эту тему. Мы согласны, что надо подробно прописать всю процедуру организации раздельного сбора. Очень важно, чтобы раздельно собранные отходы уменьшали плату граждан за вывоз остальных ТКО, — считает Николай Кузьмин. — Первоначально норматив ТКО установили в размере 364 кг с человека в год, потом специалисты проверили и норматив был уменьшен до 280 кг. Соответственно, тарифы были снижены. Но их надо и дальше снижать — за счет раздельного сбора отходов, которые перерабатываются в товарные продукты. Тогда население будет заинтересовано в раздельном сборе». Поддерживает комиссия и требование общественников ввести в законопроект меры по сокращению образования отходов. «Надо уходить от одноразовой посуды и упаковки из неперерабатываемого пластика», — считает Николай Кузьмин.

Рассмотрение законопроекта ЗакСом Ленобласти в первом чтении намечено на 7 декабря. Первоначально, как сообщил Николай Кузьмин, планировалось принять его сразу в трех чтениях. Однако комиссия, по его словам, будет настаивать на предоставлении двух месяцев для внесения поправок ко второму чтению.

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы