Санкт-Петербург и область, 02 мар 2009, 16:06

Кнут меняет рынок

Российский рынок страхования встретил кризис, находясь отнюдь не в лучшей форме. Он еще не пережил стадию формирования, а неуклонное снижение доли реального страхования в ВВП на протяжении последних лет являлось индикатором невостребованности обществом и нежизнеспособности сложившейся в стране модели страховых отношений. Низкая страховая культура населения, плачевная ситуация с возможностью получения инвестиционных доходов российскими страховщиками, очевидный перекос страховых портфелей в сторону легкодоступных, но высокорисковых видов страхования — вот те реалии, с которыми страховой рынок страны вступил в 2009 год. Пряник в виде богатых возможностей, которые потенциально существовали на растущем рынке, не стимулировал коррекцию политики страховых компаний. Теперь рычагом серьезных изменений выступает кнут.
Читать в полной версии

 Рынок в движении/страхование

Российский рынок страхования встретил кризис, находясь отнюдь не в лучшей форме. Он еще не пережил стадию формирования, а неуклонное снижение доли реального страхования в ВВП на протяжении последних лет являлось индикатором невостребованности обществом и нежизнеспособности сложившейся в стране модели страховых отношений. Низкая страховая культура населения, плачевная ситуация с возможностью получения инвестиционных доходов российскими страховщиками, очевидный перекос страховых портфелей в сторону легкодоступных, но высокорисковых видов страхования — вот те реалии, с которыми страховой рынок страны вступил в 2009 год. Пряник в виде богатых возможностей, которые потенциально существовали на растущем рынке, не стимулировал коррекцию политики страховых компаний. Теперь рычагом серьезных изменений выступает кнут.
По мнению исследователей компании Standard & Poor's, в 2009–2010 гг. российский страховой рынок будет испытывать на себе беспрецедентное давление в связи с рецессией российской экономики. Последствия будут особенно болезненными ввиду структурных проблем отрасли и нехватки у большинства страховщиков опыта ведения бизнеса в сложной экономической ситуации, отмечают аналитики агентства. Для страховых компаний настал момент истины: преодоление многочисленных препятствий может быть связано только с комплексными изменениями стратегий развития. Сутью обновления наконец-то должна стать ставка на эффективность, оптимизацию издержек и развитие менее «легких» видов страхования, обеспечивающих устойчивость портфеля. Страховщики, которые сумеют внести в работу необходимые коррективы, не только переживут кризис, но и нарастят свои доли за счет покинувших рынок конкурентов.

 

На волне инерции

 

По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), 2008 год для страхового рынка страны был не самым удачным: премии по сравнению с 2007 г. выросли на 21,9 % (меньше, чем в предыдущие годы), а выплаты — на 29,2 %. Прибыльность бизнеса продолжила уменьшаться. В IV квартале неприятная тенденция к снижению сборов усилилась — объем собранных премий упал на 14,5 % по сравнению с предыдущим кварталом.
На петербургском страховом рынке ситуация несколько отличается от российской. Премии страховых компаний выросли в 2008 году на 23,6 %, до 42,3 млрд руб., а выплаты — на 37 %, до 21,4 млрд руб. Ослабление динамики коснулось практически всех сегментов страхования. Сборы по имущественному и личному страхованию выросли на 27,5 % (до 27,2 млрд руб.) и 24 % (до 7,4 млрд руб.). Тем не менее динамика их роста снизилась на 1—2 %. Сборы по страхованию жизни и вовсе сократились на 6 %. Объем собранных в регионе за год премий вырос гораздо значительнее — на 35,8 % (до 42,2 млрд рублей).
Однако четвертый квартал 2008-го не стал для петербургских страховщиков драматическим — с октября по декабрь в северной столице собрано премий на 4,2 % больше, чем в третьем квартале, и на 70 % больше, чем за аналогичный период 2007 года. Практически все виды страхования (кроме «жизни») сохраняли хорошие темпы роста. О сохранении позитивной тенденции в конце минувшего года говорят и показатели рейтинга ведущих страховых компаний, составленного РБК daily, и высказывания многих руководителей.
«По абсолютным показателям величины страховой премии нами не отмечено падения сборов в IV квартале 2009 года по сравнению с предыдущим периодом. Национальная экономика продолжала расти с темпом 2 % годовых, страховой рынок также не останавливался», — говорит первый заместитель генерального директора ООО «РГС-Северо-Запад» Татьяна Никитина. В том же ключе высказывается генеральный директор группы «АСК-Петербург» Лев Панеях.
«Если судить по цифрам, то пока все хорошо: в декабре прошлого года прирост собранных премий к декабрю 2007-го составил 40 %, — отмечает он. — В январе 2009-го сборы тоже выросли, хотя и меньше — на 9 % по сравнению с январем 2008-го». Но, как продолжает г-н Панеях, «понятно, что это — сила инерции, по-настоящему кризис страховой рынок еще не накрыл — его влияние мы почувствуем в полной мере к середине года».
При этом петербургские страховщики подчеркивают, что в тех сегментах, которые кризис затронул в первую очередь, уже произошло замедление темпов роста. Речь идет, прежде всего, о видах деятельности, напрямую зависимых от банковского кредитного ресурса: ипотека, автопродажи, строительство. «По ряду ранее активно развивавшихся направлений зафиксирован спад, что вполне объяснимо в кризисных условиях. Так, показатели по ипотечному страхованию в нашей дирекции снизились по сравнению с пиковыми значениями, фиксируемыми до кризиса: в октябре 2008 года они вернулись на уровень октября 2007 года. Это связано с тем, что в условиях банковского кризиса объемы ипотеки неизбежно сокращаются», — отмечает директор Северо-Западной дирекции РОСНО Алексей Рожнев.

 

Есть поводы для оптимизма

 

Страховщики сходятся в одном — текущий год будет невероятно трудным для рынка. Но относительно глубины наступающих проблем мнения расходятся. Согласно оптимистическому сценарию развития, объем рынка сохранится на уровне 2008 года. Умеренный сценарий предполагает «проседание» на 10–15 %, пессимистический — на 30–40 %.
«Поведение рынка прогнозировать неимоверно сложно. С одной стороны, с подобными кризисами мировая экономика еще не сталкивалась и последствия для экономики будут очень серьезны. С другой стороны, в периоды кризиса потребители страховых услуг часто демонстрируют обратную тенденцию: спрос на отдельные виды страхования может даже возрасти. И это понятно — если в условиях нормально функционирующей экономики предприятие может попытаться взять кредит на восстановление производства после пожара, то сейчас финансовые ресурсы найти гораздо труднее, и технологии риск-менеджмента это учитывают», — поясняет руководитель Северо-западного дивизиона Ренессанс страхование Павел Муретов.
Даже относительно страхования, связанного с банковским кредитованием, провал которого, казалось бы, не вызывает сомнений, прогнозы неоднозначны. «Апокалипсических ожиданий нет. Во-первых, процесс кредитования понемногу размораживается, сегодня банки выдают больше займов, чем 3–4 месяца назад. Во-вторых, надо учитывать такой фактор, как отложенный спрос. Если примерно к сентябрю банковское кредитование оживится, то всплеск спроса сможет компенсировать нынешний провал, и есть вероятность, что по итогам года показатели окажутся не такими низкими, как прогнозировалось», — оптимистично заявляет директор петербургского филиала компании МСК Радий Негодин.

 

Доходы в зоне риска

 

Однако очевидно, что в первые месяцы года количество вновь заключаемых договоров по страхованию залогового имущества, жизни и здоровья заемщиков, КАСКО для приобретаемых в кредит автомобилей сократится в разы. То есть страховщики лишатся наиболее доступных (наряду с обязательным страхованием) доходов.
В зоне риска окажутся и два других значимых сегмента рынка — прежде всего, страхование имущества юридических лиц. Опыт показывают, что многие представители российских корпораций рассматривают страхование не как механизм защиты от рисков, а либо как «налог», размер которого надо любым способом «сократить», либо как инструмент обновления устаревших основных фондов. В последнем случае компании страхуют изношенное оборудование в надежде заменить его новым — за деньги страховщика при наступлении страхового случая. Понятно, что при таких подходах страховые премии будут отнесены во время кризиса к числу затрат, от которых можно отказаться в первую очередь.
В полной мере сказанное относится к добровольному медицинскому страхованию: сложившийся сейчас рынок работодателя позволяет легко сократить расходы за счет отказа от социального пакета для сотрудников. По словам генерального директора компании «Капитал-Полис» Алексея Кузнецова, даже компании, решившие перезаключить договор ДМС, демонстрируют желание сэкономить, либо покупая более дешевые программы, либо уменьшая число лиц, включенных в договор. По мнению главы ФССН Ильи Ломакина-Румянцева, сокращение затрат на страхование со стороны корпоративных клиентов приведет в 2009 году к падению страховых сборов на 30 %.
Одновременно с этим страховщики ожидают резкого роста выплат по договорам медицинского и особенно автомобильного страхования. Отчасти это обусловлено объективными причинами — падение стоимости рубля по отношению к бивалютной корзине повышает затраты на импортируемые «расходники» в авторемонте, в стоматологии, в медицинской диагностике. В определенной степени повышение расходов объясняется желанием партнеров (станций техобслуживания, клиник) воспользоваться ситуацией и «подогреть» цены.
Кроме того, дополнительной головной болью для страховщиков в этом году грозит стать ОСАГО. До сих пор региональный коэффициент к базовому тарифу обязательного автострахования позволял петербургским страховщикам работать с вполне устраивавшим их уровнем убыточности (в среднем 50–60 %). Но введение с 1 марта прямого урегулирования убытков (страховщик ОСАГО платит своим клиентам, а не чужим) и «европротокола» (оформление аварии без ГИБДД) может оказаться катастрофой для рынка. До сих пор нет ни правового механизма, ни информационной базы, позволяющей сделать взаиморасчеты между страховщиками обязательными, четкими и прозрачными. Так что новый порядок может лечь тяжким бременем на плечи добросовестных компаний, которым придется годами ждать компенсации затрат от своих коллег и подсчитывать растущие убытки.

 

Перенос центров тяжести

 

Каковы же пути восполнения падающих доходов и снижения расходов, растущих опережающими темпами? Комплексность и масштабность необходимых решений позволяет говорить о коррективах стратегического характера, хотя сами страховые компании настаивают на том, что принимаемые антикризисные меры относятся, скорее, к тактическим. «Как такового антикризисного плана или программы, оформленной в виде отдельного документа, нет. Но определенные шаги, предполагающие адекватный ответ вызовам времени, предпринимаются», — поясняет генеральный директор компании «Русский мир» Павел Зубрилин.
О том же говорит Алексей Рожнев: «В глобальном смысле наши планы не претерпели изменений. Мы по-прежнему максимально ориентируемся на потребности наших клиентов и на выполнение бизнес-плана, который был сформирован до кризиса, и он не предполагает снижения доли рынка или сборов. Безусловно, мы корректируем нашу тактику по отдельным бизнес-линиям, ориентируясь на развитие финансово-экономической ситуации, но в целом наша стратегия предполагала и предполагает прибыльный рост».
Тем не менее, все собеседники подтвердили необходимость пересмотра подходов к формированию страхового портфеля. В процессе опроса удалось выявить пока только две основные идеи на этот счет. Первая — перенос акцента с кредитного автострахования к рыночным продажам полисов КАСКО. «Многие автодилеры и риелторы отмечают существенное снижение доли продаж, осуществляемых за счет кредитных средств, и частичное замещение покупок в кредит приобретениями за счет собственных средств покупателей», — отмечает Татьяна Никитина и указывает на следствия этого процесса. «У страховщика в связи с этим, с одной стороны, замедляются общие темпы роста продаж, — говорит она, — с другой — появляется возможность снижения своей зависимости от банков, как одного из каналов продаж, причем канала дорогого и практически неуправляемого».
Вторая идея более радикальна — многие страховщики предполагают в 2009 году сделать упор на страхование имущества физических лиц. «У людей появились опасения, что заработная плата снизится, работу можно потерять. А дом будет всегда, и он должен быть в безопасности», — поясняет Павел Зубрилин, подчеркивая, что в ноябре 2008 года был отмечен всплеск интереса граждан к страхованию жилья. Аналогичные надежды высказывают руководители других лидирующих на рынке компаний. «Образовавшиеся пробелы логичнее всего будет восполнить за счет страхования имущества физических лиц, в котором в текущем году рынок может показать рост в 20 %», — уверен Алексей Рожнев
Впрочем, ожидания могут не подтвердиться. Страховая защита не слишком популярна среди россиян — по мнению самих страховщиков, полисами добровольного страхования пользуются 30–35 % петербуржцев (часть из них — полисами ДМС, приобретенными работодателем). «Всем страховщикам давно очевидно, что выгоднее страховать жилье, чем автомобили — риски намного ниже. Но как эти продукты продать? Все компании пробовали, в том числе и мы, но страхование имущества физлиц не идет. И непонятно, почему на фоне снижения доходов россиян оно вдруг начнет набирать темп», — сомневается Лев Панеях.

 

Ничего лишнего

 

Другой обозначившийся вектор — ориентация на более дешевые страховые продукты (в последние годы страховщики старались расширять субпремиальные и премиальные сег­менты). «Изменились приоритеты клиентов, стали гораздо более востребованы бюджетные программы. Это страховые продукты с сокращенным числом дополнительных опций. Программы построены по принципу «ничего лишнего» и включают только наиболее важные для клиента риски. Такие продукты уже разработаны в нашей компании», — говорит Павел Муретов.
«Отсечение лишнего» наиболее подходит для программ ДМС. Участники рынка отмечают, что вновь появились программы с усеченным перечнем услуг (без стоматологии, массажа, дорогостоящих диагностических исследований). Многие СК считают более правильным другой метод удешевления — за счет сокращения перечня включенных в программу ЛПУ, вплоть до «прикрепления» пациента к конкретному медицинскому центру.
Впрочем, страховщики, ориентированные на индивидуальную работу с каждым клиентом, а не на продвижение на рынок массового стандартизованного продукта, отмечают также и другие особенности спроса. «На рынке ДМС в настоящее время наметились две тенденции. Те компании, которые по условиям коллективного договора обязаны страховать своих сотрудников по программам добровольного медицинского страхования (в основном — крупные промышленные предприятия с западным капиталом), стараются приобретать более дешевые страховые продукты. Как правило, в программе сохраняются оказание экстренной медицинской помощи и пакет стоматологических услуг, но при этом обычно исключается оказание услуг по плановой госпитализации, а иногда — и оказание медицинских услуг в рамках амбулаторно-поликлинического обслуживания. Другую тенденцию демонстрируют небольшие компании или компании, страхующие узкий круг лиц (так называемый VIP-пакет). Они более требовательны к соотношению «цена-качество» и положительно реагируют на предложение дополнительных услуг. Например, в программы для топ-менеджеров, часто выезжающих по работе в Финляндию, мы включили возможность получать помощь в клиниках этой страны», — рассказывает директор петербургского филиала ОАО «Страховая Компания «Гармед» Надежда Мартинен.
Но этот путь формирования продуктов эконом-класса приемлем не для всех видов страхования. «Сокращать количество включенных в КАСКО опций — не выход. Клиент привык к определенному уровню сервиса. Гораздо предпочтительнее продвижение продуктов с франшизой», — уверен Радий Негодин.
Франшиза обещает стать гораздо более распространенным инструментом — продукты с ее применением разрабатывают и в имущественном страховании, и в ДМС. «Механизм co-payment, при котором плата за медицинские услуги делится в оговоренных пропорциях между пациентом и страховщиком, весьма распространена на Западе. Мы постараемся внедрить подобные продукты у нас», — говорит Алексей Кузнецов. Впрочем, скептики указывают, что тормозом для распространения co-payment может стать психологическая и технологическая неготовность лечебных учреждений к введению «двусоставной» оплаты.
Некоторый ресурс для снижения цены предложения имеется также в оптимизации каналов продаж. Отказ от сотрудничества с автодилерами, диктующими подчас драконовские условия, и появление на рынке дешевого людского ресурса — уволенных страховых агентов, готовых работать практически на любых условиях — позволяют сократить комиссию. Компании, начавшие развивать до кризиса интернет-продажи («Ренессанс страхование», «Прямое страхование»), видят в наличии этих малозатратных каналов свое конкурентное преимущество.

 

Жить по средствам

 

В условиях сокращения сборов страховых премий выживание страховщиков возможно только в результате экономии на издержках. Как показала практика, внутренние ресурсы для этого в страховых компаниях еще далеко не исчерпаны — собственно, отладкой внутренних бизнес-процессов и повышением эффективности сотрудников ком­пании занялись только с наступлением кризиса. «В ноябре 2008 года была оптимизирована структура компании, перераспределены люди по функционалам бизнеса. В период активного развития рынка компании требовался «персонал для развития и расширения». Мы пересмотрели свои потребности в таком персонале с учетом прогноза развития каждой линии бизнеса», — рассказывает Татьяна Никитина.
Еще один пример приводит Радий Негодин: «Наша антикризисная программа в первую очередь включает в себя работу над издержками. Мы начали с подробного анализа расходов и выяснили, что практически по всем статьям можем экономить, не предпринимая радикальных мер. К примеру, по статье «связь», не сокращая количества потребляемых услуг и не меняя провайдера, а просто проанализировав существующие тарифные планы и выбрав из них оптимальные, мы получили 50-процентную экономию».
Многие страховщики санируют свои сети, закрывая убыточные или малорентабельные отделения и филиалы. К примеру, компания «Русский мир» успела до кризиса, в 2008 году, провести оценку эффективности своей филиальной сети и приняла решение сосредоточить усилия на 40 регионах, сохранив в остальных номинальное присутствие. Как заявили в «РГС-Северо-Запад», оздоровление сети — не антикризисная мера, но часть постоянной работы по мониторингу своих офисов. Однако именно с кризисом совпало значительное сокращение штатов (в первую очередь — офисных сотрудников) во многих компаниях, настаивающих на перманентном санировании своих сетей «в рабочем порядке». Отдельным страховщикам удалось уменьшить фонды оплаты труда без увольнения сотрудников: прекратив наем специалистов и перераспределяя новые функции между работающими («Ренессанс страхование») или приняв волевое решение о снижении зарплат на определенный срок (группа «АСК»).

 

Верные способы разрушить рынок

 

По мнению экспертов, сложная ситуация чревата применением отдельными страховщиками «нецивилизованных» мер для сокращения расходов. «Кризис будет стимулировать откровенно демпинговые предложения со стороны агонизирующих игроков. Однако полагаем, что в ближайшее время у серьезных страховщиков не будет оснований для заметного снижения тарифов по наиболее востребованным и достаточно убыточным видам автострахования, скорее наоборот — уже сегодня есть все основания для их повышения», — считает Татьяна Никитина.
Крупные компании со сбалансированными страховыми портфелями демонстрируют решимость отстаивать взвешенные тарифы в автостраховании. А вот игроки второго плана признаются, что, при всем их желании удерживать и даже повышать цены на КАСКО, последнее слово остается за рынком.
Снижение цен в высокорисковых и малорентабельных видах страхования ведет к применению другого опасного для рынка инструмента управления издержками — почти полному отказу от выплат. Уже сейчас в некоторых лечебных учреждениях висят объявления, что пациенты с полисами определенных СК не обслуживаются. Клиенты некоторых компаний месяцами получают возмещение убытков по страховым случаям, включенным в программу КАСКО.
Повышение рентабельности бизнеса такими способами может оказаться гибельным для страхового рынка, которому россияне и без того не слишком доверяют. Если большинство страховщиков пойдет по этому пути, рынок после кризиса очнется в руинах — сожмется до объемов обязательного и «добровольно-принудительного» страхования. С другой стороны, есть все предпосылки для оздоровления страхового рынка: вымывания недобросовестных и неквалифицированных игроков и расширения долей тех компаний, которые наконец-то всерьез озаботятся собственной эффективностью и научатся добиваться лояльности клиентов.

 

Елена Владимирова
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple