Санкт-Петербург и область, 02 мар 2022, 22:59

H&M уходит. Как это повлияет на торговые центры в Петербурге?

Читать в полной версии

H&M Group объявила о решении приостановить все продажи в России. В ближайшее время с российского рынка, а значит и из петербургских торговых комплексов, уйдут также крупные фешн-ретейлеры Inditex group и LPP, говорят источники РБК Петербург. К такому развитию ситуации уже готовятся владельцы и управляющие торговых центров, отмечают собеседники издания. Ряд зарубежных потребительских брендов еще ранее заявили о прекращении работы в России. РБК Петербург выяснил, как скажутся изменения в ретейле на рынке торговой недвижимости города, и кто может занять освобождающиеся места в торговых галереях.

«Приняли решение приостановить все продажи»

«H&M Group приняла решение временно приостановить все продажи в России. Магазины в Украине уже временно закрыты из-за безопасности покупателей и коллег», — сказано в сообщении на сайте компании. По данным 2ГИС, в Петербурге работало 22 магазина H&M. Кроме бренда H&M, в городе были представлены бренды Monki (три магазина в Петербурге), а также по одному магазину COS и & Other Stories, входящих в H&M Group.

«Ситуация постоянно контролируется и оценивается. Представители компании ведут диалог со всеми заинтересованными сторонами», — заявили в компании.

Вслед за машинами и iPhone

Ранее о приостановке работы заявили другие западные бренды потребительских товаров: в среду в Петербурге, как и во всей России, не открыли двери магазины re: Store, официального партнера компании Apple. В компании называют остановку «вызванной необходимостью оценить текущую ситуацию на рынке». За день до этого прекратил принимать заказы официальный онлайн-магазин Apple.

Первыми на фоне санкций решили прекратить поставки своей продукции автоконцерны — Ford, Land Rover, BMW, Volvo, Volkswagen, General Motors, Audi, Skoda и другие. Перестанут продавать машины и мотоциклы на отечественном рынке Bentley, Lamborghini, Ducati, Jaguar и Harley-Davidson.

Дальше работу с российским рынком прекратили онлайн-магазины люксовых брендов одежды, обуви, сумок и аксессуаров: компания Yoox Net-a-Porter Group, владующая онлайн-магазинами Mr Porter, Yoox и Net-a-Porter, приостановила доставку товаров в Россию. Кроме того, при попытках сделать заказы на сайтах Matchesfashion и Mytheresa появляется сообщение «мы сейчас не можем доставить никакие заказы в Россию». Сайт Farfetch предупреждает о возможных проблемах с доставкой заказов в РФ и возвратами товаров. На сайте британского онлайн-магазина ASOS, продающего одежду, обувь и косметику более бюджетного ценового сегмента, появляется уведомление, что магазин не может доставить заказ в выбранную страну. Производитель спортивной одежды и обуви Nike также остановил прием заказов из России. В среду к этому списку добавилась и компания iHerb, реализующая БАДы, витамины и продукты питания.

Минус 40%

Санкции в отношении России могут привести к уходу с отечественного рынка до 40% зарубежных ретейлеров и сетей общепита, считают РИА Новости. Пока многие из иностранных брендов продолжают изучать ситуацию, на что может уйти порядка 10 дней. Уход с российского рынка обернется для торговых марок колоссальными убытками, поэтому кардинальные решения будут откладываться западными брендами до последнего.

Как выяснил РБК Петербург, сейчас владельцы и управляющие торговыми центрами активно обсуждают уход с российского рынка нескольких крупных фешн-ретейлеров — Inditex group (бренды Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Uterqüe) и LPP (бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay). В головные офисы этих компаний отправлены запросы об их планах по продолжению работы в России.

2 марта на сайте Группы LPP разместили обновленный прогноз о том, как последствия событий на Украине скажутся на ее консолидированных финансовых результатах. «Во времена неопределенности на рынках, вызванной ситуацией в Украине, компания сообщает, что, руководствуясь высочайшим уровнем осторожности и предотвращения, решила произвести списание активов в Украине на сумму около 270 млн злотых, досписание по активам в России (потенциально убыточные магазины) — на сумму около 250 млн злотых», — сказано в сообщении. Компания далее указывает планы продаж на 2022 год, исключая рынки Украины и России.

Рекордная вакансия

Последствия для рынка торговой недвижимости будут значительными, считают отпрошенные РБК Петербург эксперты. «Если международные бренды начнут массовый уход с рынка, то это будут очень болезненный процесс для всех сторон — и для самих сетей, и для собственников ТЦ, и для потребителя. Вероятные цифры по освободившимся площадям могут достигнуть 40%», — считает партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин. Он отмечает, что международные бренды являются якорными арендаторами для всех торговых центров, в которых они представлены. По итогам 2021 года объем качественных торговых площадей в Петербурге достиг 4,38 млн кв.м.

«Массовый уход европейских и американских брендов приведет к рекордной вакансии, которая зафиксируется на длительный срок. Локальные операторы не способны будут поглотить такой объем высвободившихся площадей. Единичные российские бренды начнут рост и расширение, но моментально это не произойдет. Этот переход будет постепенным и неопределенный срок торговые центры будут работать с высокой вакансией», — прогнозирует Валерий Трушин. По данным консалтинговой компании JLL, средний уровень свободных площадей в торговых центрах Петербурга на начало 2022 года был на уровне 4,3%.

Для рынка торговой недвижимости Петербурга ближайшая перспектива выглядит тревожно, соглашается партнер «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Станислав Ступников. «Наши отечественные бренды стоят рядом в этих же ТЦ и пересдать им [освободившиеся помещения] будет сложно, хотя допускаю, что они будут расширяться за счёт дисконтированной ставки аренды, чтобы ТЦ смогли хоть как-то закрыть вакансию», — ожидает эксперт.

Новые возможности для развития

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что сдать в аренду освобождаемые западными брендами помещения получится нескоро. «Если все пойдет по плохому сценарию, то сначала на вакантные площади будут претендовать различные «секондхэнды», позже, вероятно, придут азиатские бренды. Вопрос лишь в том, насколько затянется текущий кризис», — говорит Валерий Трушин.

Станислав Ступников настроен более оптимистично: «Уверен, что появятся новые российские бренды, которые смогут занять эти площади. Такие мощные и яркие компании как Melon Fashion Group (владеет брендами Zarina, befree, Love Republic и Sela — ред.) имеют всю базу для этого. А кто-то просто скопирует ушедшие бренды и, кроме того, возможно, появятся новые китайские бренды, и так далее».

В своих прогнозах эксперты опираются на опыт предыдущего кризиса 2014-2015 годов. Тогда российский рынок покинули такие бренды как ESPRIT, OVS, River Island, NewLook. Группа Stockmann вывела из России марки Seppala и Lindex. ТЦ предлагали оставшимся арендаторам на выгодных условиях снять дополнительные площади, расшириться, и в результате на рынке появились новые форматы магазинов и новые российские марки.

Станислав Ступников из «БестЪ. Коммерческая недвижимость» прогнозирует, что торговым центрам предстоит непростой переходный период, но «для рынка отечественной фэшн индустрии точно появится много возможностей».

Pro
Многокурсие: будут ли рубль рассчитывать так же, как иранский риал
Pro
80 лет — это 4 тыс. недель: как организовать жизнь, которая нам отпущена
Pro
8 курьезных проблем при переходе с западного ПО на российское
Pro
Повышение ставки налога на прибыль: чем это грозит бизнесу и акционерам
Pro
Нашествие хомяков. Кто и зачем подсаживает детей на игры-кликеры
Pro
Взял должника «на абордаж». Что делать дальше, чтобы не «утонуть» с ним
Pro
Российский рынок продолжает падать. Что будет с IPO-акциями
Pro
Почему обычный welcome-тренинг для IT не работает. Что предложить еще