Санкт-Петербург и область, 02 апр 2019, 14:57

Петербургский бизнес — о том, что сделает Мордашов с «Лентой»

Читать в полной версии
(Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)

Владелец «Северстали» Алексей Мордашов договорился о покупке 42% «Ленты» у ее крупнейших акционеров TPG и ЕБРР. В официальном сообщении частной инвесткомпании «Севергрупп» (управляет активами в интересах Алексея Мордашова) приводятся его слова: «Мы видим огромную ценность в бизнесах, которые способствуют улучшению качества жизни людей, и верим в значительный потенциал рынка розничной торговли, который сейчас проходит важнейший этап трансформации на пути к удовлетворению растущих запросов потребителей». Он также надеется на укрепление позиций компании за счет объединения профессиональной команды «Ленты» и экспертизы «Севергрупп» в секторах B2B, диджитал и IT.

Опрошенные эксперты РБК Петербург видят за этими словами желание Алексея Мордашова объединить «Ленту» с «Утконосом» (крупнейший онлайн-продавец продуктов питания в России — ред.) — еще одним активом инвестора. Они рассказали, каких последствий ждут от сделки и что означает приход инвестора такого масштаба в продовольственный сегмент.

Григорий Кунис, управляющий iGooods:

«Однозначно «Лента» из публичной компании фактически превратится в частную. Алексей Мордашов — инвестор другого плана, нежели TPG и ЕБРР, это не временный акционер, а стратегический инвестор. Наверняка он будет консолидировать компанию, а путь от 42% до 50% — короткий. С большой долей вероятности, остальные акционеры захотят расстаться со своими акциями при таком раскладе. Не потому, что их кто-то вытесняет. Просто рынок изменился, изменилось отношение западных инвесторов к России. А для TPG, ЕБРР и инвесторов ранней стадии сейчас хороший момент, чтобы зафиксировать прибыль.

Финансовые фонды в подавляющем большинстве нацелены на быструю и текущую прибыль, в отличие от стратегического инвестора, который готов подождать возврата вложений и думает больше о масштабе компании. При этом вход олигарха в капитал ретейлера — вовсе не обязательное условие роста. Как мы видим, «Лента» и без этого, по прежней стратегии, хорошо развивалась.

Мой прогноз, что Алексей Мордашов захочет присоединить к «Ленте» что-то еще, например, компанию «О’Кей» или другие продовольственные сети. Объекты на продажу сейчас есть.

Однозначно продовольственная сеть — это хороший актив, это растущий рынок, потому что тратить на продукты люди будут всегда. На поставщиков «Лента» вряд ли станет давить сильнее, у нее уже сейчас большая закупочная сила, близкая к «Магниту» или Х5. Чтобы повысить закупочные возможности, нужно раза в два еще вырасти.

Думаю также, что Алексей Мордашов будет использовать «Ленту» для улучшения позиций «Утконоса», прежде всего, по закупкам».


Дмитрий Костыгин, совладелец «Юлмарта» и экс-акционер «Ленты»:

«Сделка по продаже «Ленты» — позитивная новость для рынка. Хорошо, что сделки идут, это вдохновляет всех. Кроме того, радует, что инвестиции идут напрямую, а не через банки — это дает хороший эффект. У «Ленты» изначально был великолепный продукт, компания создавалась с дальним прицелом и в начале 2000-х годов было понятно, что у компании есть потенциал.

Главное мое опасение — что Алексей Мордашов попытается скрестить «Ленту» с «Утконосом». Мы несколько раз встречались с командой «Утконоса», искали возможности для совместного с «Юлмартом» проекта. Но, на мой взгляд, платформа «Утконоса» недоработана. Я вообще не сторонник продовольственного ретейла в онлайне. Доставка готовых продуктов, еды из ресторанов — другое дело, но попытка довезти заморозку с продуктами — слишком сложная. Как говорится, не надо делать хорошо то, что не надо делать совсем.

У непродовольственной торговли гораздо больше перспектив в онлайне. А «Утконос» — изначально странное существо, водоплавающее млекопитающее с признаками рептилии. Можно спутать ее с рептилией и попытаться скрестить с «Лентой», она тоже извивается. Но я искренне надеюсь, что этого не произойдет, это может негативно сказаться на обеих компаниях. Да, потребитель выиграет от доставки, но долго работать себе в убыток компания не будет. В этом плане я даже больше верю в собственную доставку Х5 или «О’Кей».

Впереди рынок ждет экспансия — любой из топ-10 будет либо расти, либо присоединяться. «Магнит» с новой командой Винокурова ждут тяжелые времена, а Х5 будет набирать обороты. В целом команда Мордашова бодрая, настрой неплохой. Сейчас стоит следить за тем, кого они назначат генеральным директором «Ленты». Это будет показательно: если оставят прежнего, то стратегия «Ленты» в ближайшее время не поменяется».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»