В Петербурге изучили реакцию предпринимателей на стресс
Петербургские предприниматели разочарованы государственными мерами поддержки, недовольны удаленной работой и озабочены поиском новых направлений деятельности. Продление карантинных ограничений станет для части компаний смертельным, но и выход с вынужденных каникул в ряде случаев способен подкосить бизнес. Такие выводы следуют из экспресс-исследования, проведенного среди петербургских предпринимателей консалтинговой группой BLCons Group и РБК Петербург, совместно с ЦРПП, бизнес-инкубатором «Ингрия», бизнес-ассоциациями SPIBA и СОБА.
Поиск и разочарование
Опрос проводился в «карантинные» апрель и май среди предпринимателей, представляющих компании малого, среднего бизнеса и ИП. Ставились задачи — выявить наибольшие сложности, с которыми столкнулись предприниматели в этот стрессовый для них период, и зафиксировать главные ответные меры — со стороны самих компаний и со стороны государства. Разделение анкетирования на два этапа (13 апреля — 26 апреля и 27 апреля — 12 мая) позволило в динамике проследить реакцию предпринимателей на происходящее.
Главное изменение, произошедшее в оценках предпринимателей по ходу развития «вирусного» кризиса, — это нарастание разочарования в мерах поддержки, предложенных государством. В последние две недели опроса респонденты выставили эффективности господдержки самый низкий балл — 1 из 10. Параллельно выросло число предпринимателей, задумавшихся о сокращении штата: с 22,2% участников опроса в начале карантинного периода до 40% на втором этапе исследования. Заметно увеличилась и доля тех, кто начал искать новое направление бизнеса: с 38,9% в начале опроса до 60% к середине мая.
40% респондентов даже спустя месяц карантина работали на «удалёнке» с эффективностью вдвое ниже стандартной.
Изменилось и отношение бизнесменов к удаленной работе. Число респондентов, отметивших, что не справляется с режимом удаленной работы, снизилось — за время жизни в условиях карантина появились навыки дистанционного управления бизнесом. Тем не менее, оценка эффективности удаленно управляемых рабочих процессов осталась невысокой. Если на первом этапе опроса только 27,8% респондентов могли обеспечивать до половины обычного объема работы фирмы удаленно, то на втором этапе с половиной нагрузки справлялись уже 60%. Соответственно, 40% респондентов даже спустя месяц карантина работали на «удалёнке» с эффективностью вдвое ниже стандартной.
Труднее всего
Предприниматели отметили три группы проблем, ставших для них главными в первый месяц кризиса: это закрытие офиса и необходимость налаживания эффективной удаленной работы; необходимость оптимизации расходов компании, включая сокращение заработной платы; необходимость выплат по кредитам.
Продолжение деятельности в условиях закрытого офиса и перевода сотрудников на удаленный формат работы стало главной организационной проблемой для участников опроса — более трети респондентов отметили, что этот вопрос требует безотлагательных решений. В среднем за время опроса только 9% респондентов отметили, что при таком режиме им удается сохранять прежний объем работы. В большинстве своем организации-участницы анкетирования способны выполнять, находясь вне офиса, лишь четверть прежнего объема работы.
Сложности с обслуживанием кредитов оказались второй по актуальности проблемой. До 70%, как отмечали респонденты, снизились их доходы в карантинный период (а в некоторых случаях «выручки нет совсем», отмечалось в анкетах) — очевидно, что при этом почти невозможно сохранить платежеспособность.
Самым быстрым решением, к которому прибегли многие предприниматели, стало сокращение заработной платы сотрудников.
Задачу оптимизации расходов назвали в числе важнейших и наиболее сложных почти все участники опроса. Самым быстрым решением, к которому прибегли многие предприниматели, стало сокращение заработной платы сотрудников. Вместе с тем, ряд респондентов отметили, что кризис заставил их экстренно нанимать новый персонал — в частности, в сфере продаж и маркетинга — из-за необходимости поиска новых ниш на рынке или создания новых каналов коммуникаций и сбыта.
А сам не плошай
«Если государство не поможет, обанкротимся в мае — июне», — такого рода ответов на вопрос о ближайших перспективах бизнеса было немало в анкетах, заполненных в первые недели карантина. Но уже в середине мая, говоря о своем ближайшем будущем, участники анкетирования реже говорили о роли государства. Среди обстоятельств, значимых для выживания фирм, чаще упоминался «скорейший выход из карантина» и «нахождение нового направления деятельности».
Из трех выделенных ключевых проблем, связанных с ведением бизнеса в период пандемии, две — необходимость оптимизации расходов организации и сложность в обслуживании кредитов — «охвачены» решениями российского правительства. В частности, ипотечные каникулы были оценены участниками опроса как эффективная мера.
Однако респонденты отмечали половинчатый характер принимаемых мер, имея в виду, что ни одна их них не удовлетворила потребности бизнеса и не решила проблему на 100%. «Для нашей отрасли на данный момент никакой реальной поддержки не предусмотрено», «Только прямые субсидии и отмена налогов полезны, любые отсрочки и кредиты — бесполезны», «Господдержка не работает — денег дадут совсем немного, но, чтобы их получить, необходимо собрать кучу макулатуры», — подчеркивали предприниматели в анкетах.
«Мы не рассчитывали на помощь от государства в период эпидемии, но у нас была стратегическая идея — активно участвовать в программах поддержки предпринимательства, — комментирует основатель компаний Ameliecakes.ru и Miraclelab.ru, резидент бизнес-инкубатора «Ингрия» Дарья Кист. — Так как мы производство, мы планировали воспользоваться льготным кредитованием и субсидиями на сертификацию продукции. Сейчас все эти программы перенесли без конкретной даты и наши бизнес-планы на 2020 год скорректировались в худшую сторону».
Компании сферы IT в среднем выше оценивают меры поддержки бизнеса, которые приняло или разработало правительство (средняя оценка составила 2,3 балла из 10, максимальная оценка по этой сфере — 4 из 10). Но, как и участники из других отраслей, они отмечают, что заявленные шаги государства способны решить незначительную часть возникших проблем. «Для нас реальной поддержкой является только снижение взносов в социальные фонды с 30% до 15%. Остальные меры либо на нас не распространяются, либо ничего нам не дают. В том числе субсидии на зарплаты сотрудникам в размере 12 130 рублей», — говорит Даниил Корнеев, гендиректор ООО «ДОК», продуктовой IT-компании в сфере электросвязи. «Эффективным может быть только прямое денежное вливание, безвозмездное субсидирование, как это происходит в Европе и в США», — считает Евгений Тюлькин, гендиректор ООО «КИТ Оценка», занимающейся разработками различных IT-программ.
Как утверждают предприниматели из сферы IT, заявленные шаги государства способны решить незначительную часть возникших проблем.
Более уверенно оценивая свои перспективы, чем, например, игроки туристической сферы или индустрии детского досуга (ее представители рассказали в анкетах о своем бедственном положении из-за полной остановки деятельности), IT-компании-участницы опроса столкнулись в среднем с теми же проблемами, что и остальные. Кому-то пришлось закрыть офис, кому-то сократить штат сотрудников. Из-за введенного режима самоизоляции у таких компаний также замедлился рост, они столкнулись с остановками в поступлении платежей. «Во время бума на ИТ-технологии большинство забыли, что эти многие ИТ-технологии сделаны для нужд офлайн-бизнеса, — объясняет Дарья Кист. — Системы автоматизации для HoReCa, системы лояльности, travel-проекты и другие разработки оказались не востребованы. Один из наших поставщиков ПО для автоматизации работы склада сейчас серьезно сократил команду в связи с оттоком клиентов из реального сектора».
«Наш сервис как раз автоматизирует человеческий труд, поэтому мы продолжаем работать и сейчас, — дополняет CEO компании RunCall, резидента «Ингрии», Михаил Коряков. — Но среди знакомых и партнеров сложности существуют, и в первую очередь у тех, чей бизнес ориентирован на офлайн: например, общепит и фитнес».
Как объясняет президент Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА) Луиза Александрова, «у большинства заказчиков IT-проектов сейчас сократилась денежная масса. Кто только что пошел в оцифровку — у того мало денег. Крупные заказчики уменьшили количество заказов и снизили затраты на финансирование. В целом клиентов стало больше, а платить они готовы меньше».
То ли выжить, то ли похоронить
Хотя большинство респондентов надеются на выход из карантина как на главную спасительную меру, некоторые из них ожидают существенных сложностей именно после снятия ограничений. Как они отмечают, выручка быстро не восстановится, а затраты на открытие офиса, поддержание его работы с учетом требований эпидемиологической безопасности, расширение штата, арендную плату, возрастут.
Хотя большинство респондентов надеются на выход из карантина как на главную спасительную меру, некоторые ожидают существенных сложностей именно после снятия ограничений.
«С одной стороны, все понимают, что платежеспособный спрос падает, и связано это не только с коронавирусом напрямую, — рассуждает Дарья Кист, — но и с колебанием курса рубля, надвигающимся летним сезоном, который традиционно снижает деловую активность, и другими факторами. С другой стороны, мы готовимся и к позитивному сценарию, в котором сэкономленные в период карантина финансы чуть позже окажутся в рынке».
Поиск альтернативных направлений и ниш деятельности предпринимателями только начат и осуществляется достаточно хаотично. «Видимо, прибыль от существующих проектов заметно упала, поэтому предприниматели кинулись осваивать новые, кажущиеся им перспективными ниши, — замечает Михаил Коряков. — Запрос на получение инвестиций и грантов, как я знаю, тоже заметно вырос. У экспертов, специализирующихся на подготовке заявок на гранты, настала горячая пора».
Поиск альтернативных направлений и ниш деятельности предпринимателями только начат и осуществляется достаточно хаотично.
Как опасается Дарья Кист, доля провалов в таких экстремальных условиях будет высокой: «Тестирование новых гипотез и форматов — возможность выжить, но вместе с тем и возможность похоронить свой бизнес еще быстрее. Любое новое направление требует полноценного погружения команды, четкой системы аналитики, пресловутых человеко-часов на то, чтобы запуститься, и оборотного капитала для того, чтобы протянуть до первых результатов». Тестировать новые идеи лучше тогда, когда есть надежно работающее старое направление — оно «прокормит», заключает предпринимательница. «Когда твой бюджет сжался до критической отметки, ты не сможешь протестировать 10 новых направлений — угадывать то самое, которое выстрелит, придется из 2-3 вариантов. Но бездействие тоже имеет последствия, так что просто выждать конца эпидемии — не лучшая стратегия», — считает Дарья Кист.