Петербург повысил тарифы ЖКУ больше, чем другие регионы
С 1 июля 2018 года по всей стране выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. В Санкт-Петербурге они увеличились в среднем на 5%, что превысило среднероссийский уровень (4,3%). Рекордсменами роста (на 12%) в городе стали тарифы Водоканала для промышленных потребителей. Эксперты разошлись в оценках влияния, которое окажет произошедшее подорожание на инфляцию.
В пределах норматива
Тепло (горячая вода и отопление) в Ленобласти подорожало на 3,3%, а в Петербурге — на 4%. Тарифы на газ и электричество выросли в обоих регионах одинаково: газ — на 3,4%, электроэнергия — на 4,9%. Самая большая разница — в росте платы за холодное водоснабжение и водоотведение. В Ленобласти эти услуги подорожали на те же 3,3%, что и тепло, а в Петербурге — на 7,5%. Рекордным стал рост тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для «прочих потребителей» (то есть для промышленности) в Петербурге — 12%.
Впрочем, в некоторых поселениях Ленобласти тарифы могут вырасти даже больше, чем в Петербурге, поскольку для города устанавливаются единые тарифы, а в Ленобласти — средние по муниципалитетам. Правда, в этом году рост платы за коммунальные услуги для населения в муниципальных образованиях Ленобласти строго ограничен — предельный индекс повышения цен установлен на уровне 5,8%.
В денежном выражении рост ежемесячной платы граждан за коммунальные услуги (при расчете для условной квартиры площадью 54 кв. м и для средней семьи из трех человек) в Ленобласти не превысит 200 руб.
В Петербурге, по расчетам комитета по тарифам Смольного, он составит 89 руб. (тарифы в городе по абсолютной величине, как правило, ниже, чем в области). Впрочем, с 1 июля Смольный поднимает тарифы и на жилищные услуги (на 4,2%) — прирост на стандартную квартиру и семью в принадлежащих городу квартирах составил 91,44 руб. Так что квартплата в Петербурге увеличится в среднем на 180 руб.
Право на бюджетную компенсацию (в виде субсидии) имеют граждане, чья доля расходов на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает 22% в Ленобласти и 14% в Петербурге (по коммунальным + жилищным платежам).
В некоторых поселениях Ленобласти тарифы могут вырасти даже больше, чем в Петербурге, поскольку для города устанавливаются единые тарифы, а в Ленобласти — средние по муниципалитетам.
По мнению профессора кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елены Ткаченко, нынешний рост тарифов вполне укладывается в федеральные целевые показатели. «В России в среднем рост тарифов для населения не должен превышать 4,3%, при этом отдельным регионам разрешается повышать тарифы до 15% в год, то есть, до 7,5% каждые полгода. Это мотивировано необходимостью компенсировать инвестиции в ЖКХ. И Петербург, и Ленобласть уложились в этот норматив», — говорит Ткаченко.
Окупить инвестиции
Заметно больший, чем у других монополистов, рост тарифов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Елена Ткаченко объясняет значительными инвестициями в инфраструктуру, помимо прочего, связанные с тем, что к городскому «Водоканалу» присоединяются (как для водоснабжения, так и для водоотведения) многие новостройки Ленобласти на территории агломерации. Относительно более скромный рост тарифов ПАО «Ленэнерго» эксперт объясняет эффектом «высокой базы» — в прошлом году рост электротарифов был рекордно высоким (для покрытия огромных убытков прошлых лет), особенно для промышленности. Компания «исчерпала кредит резкого повышения на несколько ближайших лет», полагает эксперт.
Различие в росте тарифов у Петербурга и Ленобласти Елена Ткаченко объясняет самыми разными обстоятельствами: «В Ленобласти, в отличие от Петербурга, есть гидроэлектростанции, чья себестоимость копеечная. В области есть, конечно, устаревшие угольные и даже дровяные котельные, у них сырье дороже газа для петербургских ТЭЦ, зато амортизационные отчисления гораздо ниже, поскольку устаревшее оборудование давно списано. В комбинированные петербургские ТЭЦ вложены колоссальные инвестиции, которые необходимо окупать за счет инвестиционной составляющей тарифов. И вообще, чем современнее оборудование, тем выше инвестиционная составляющая в тарифе. Этим и объясняется более быстрый рост тарифов в Петербурге по сравнению с Ленобластью».
Заметно больший, чем у других монополистов, рост тарифов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» может быть связан со значительными инвестициями в инфраструктуру.
Тарифы разгоняют инфляцию
Что касается возможного влияния роста тарифов на инфляцию, Ткаченко согласна с экспертами, которые считают тарифы основным ее источником. В то же время ограничение в 4,3% для среднего по регионам роста тарифов на коммунальные услуги она считает достаточной мерой для предотвращения «разгона» инфляции.
С этим, однако, не согласен заместитель председателя постоянной Комиссии ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам, руководитель фракции «ЯБЛОКО» в ЗакСе СПб Борис Вишневский. Он обращает внимание на то, что федеральный норматив почти в 1,5 раза превышает прогноз по инфляции как Центробанка, так и Минэкономразвития (около 3%), а рост тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для промышленности в Петербурге (12%) в 4 раза превосходит прогноз. «Это недопустимо, — считает депутат. — Тарифы разгоняют инфляцию. Создается петля положительной обратной связи — высокие тарифы увеличивают инфляцию, растут цены у поставщиков монополий, и они потом обосновывают необходимость еще больше увеличивать свои тарифы. Остановить этот процесс можно только ограничением роста тарифов».
По словам Вишневского, петербургский ЗакС давно пытается навести порядок в тарифообразовании. Еще в прошлом созыве парламента петербургские законодатели направили в Госдуму законопроект, запрещавший увеличивать тарифы выше прогнозной инфляции. «Этот законопроект поддержала даже фракция «Единой России» в нашем ЗакСе, но Госдума его все-равно отвергла», — недоумевает Борис Вишневский.
Также депутаты от «Яблока» при поддержке других оппозиционных фракций инициировали законопроект об обязательном ежегодном независимом аудите монополий перед установлением тарифов на следующий год. «Без такого независимого аудита невозможно оценить обоснованность тарифов, — уверен депутат. — Тем более, что в последние годы тарифы устанавливаются в полузакрытом режиме без участия законодательной власти. Смольный категорически отказывается допустить к этом процессу депутатов, что мне совершенно непонятно». Но и этот законопроект был отвергнут.