Санкт-Петербург и область, 02 июл 2020, 17:05

Дневник кризиса: самое сложное начнётся после навигации

Читать в полной версии

Петербургские предприниматели по просьбе РБК Петербург ведут хроники своих рабочих дней в период кризиса. Они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о том, как удается разглядеть возможности для развития в ситуации «идеального шторма». Сегодня в дневнике — робкое начало навигации и надежда на российских туристов.


Владимир Родионов, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга:

«Компании-перевозчики возобновили движение судов с 28 июня — сразу как только запрет на перевозку пассажиров был снят. Почти все члены нашей ассоциации — 17 из 18 компаний — приступили к работе в тот же день. Последняя компания — СК «Белые ночи» — начнет работу в ближайшее время после проведения ежегодного освидетельствования судов.

И минувшие выходные показали, что петербуржцы и гости нашего города (в основном москвичи) соскучились по свежему морскому воздуху и водным прогулкам. А прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга — лучшая терапия после месяцев самоизоляции.

Надежда на соотечественников

Однако мы понимаем, что снижение спроса на услуги перевозчиков на фоне действующих ограничений и сокращенный срок навигации приведут к значительному снижению пассажиропотока. К тому же, около 30% от общего пассажиропотока составляют иностранные туристы, которых в оставшиеся три месяца навигации, по всей видимости, не будет. Поэтому мы очень ждем роста внутреннего туризма.

В итоге хочется надеяться, что перевезем хотя бы 1 млн пассажиров в 2020 году. При том, что в прошлом году члены ассоциации перевезли около 2,8 млн человек. И если объем рынка пассажирских перевозок в Петербурге, по оценкам экспертов, в прежние годы составлял 2,5-3 млрд рублей, то в этом году из-за вынужденного простоя с апреля по июнь отрасль не получила более 1 млрд рублей.

Половина судов

Вообще сегодня у компаний, которые входят в нашу ассоциацию, — 218 судов. Но в пассажирских перевозках пока задействовано примерно 50% флота. Это вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, ограниченным спросом на услуги водного транспорта (в том числе из-за падения доходов населения). Во-вторых, действующими запретами и ограничениями — такими как организация питания пассажиров на борту судов, экскурсионное обслуживание и т.п. В-третьих, необходимостью оптимизации расходов.

Добавлю, что все еще не работают скоростные суда компаний на маршруте Санкт-Петербург — Петергоф, поскольку ГМЗ «Петергоф», куда туристов доставляли на скоростных судах типа «Метеор», пока закрыт.

После навигации

Самый сложный период для судоходных компаний начнется после окончания навигации 2020 года и подготовки к навигации 2021 года. Дело в том, что в обычное время навигация у нас в городе длится всего пять месяцев, 80% доходов приходятся на 100 дней навигации, конечно же, при условии хорошей погоды. В остальное время у перевозчиков — только расходы и затраты на хранение судов, их ремонт, модернизацию, строительство новых судов и так далее. Перед началом очередной навигации к тратам добавляются расходы на спуск судов, их освидетельствование. Напомню, что ежегодное освидетельствование одного судна типа «Москва» стоит почти 30 тыс. рублей. Думаю, что по факту отрасль сможет оправиться после нынешнего кризиса и выйти на прежние показатели не ранее 2022 года.

Тем не менее, есть и хорошие новости. 26 июня федеральное правительство признало отрасль внутреннего водного пассажирского транспорта пострадавшей от распространения коронавируса. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Теперь для поддержки перевозчиков нужен активный и результативный диалог с городскими властями, результатом которого станут соответствующие нормативные правовые акты. В первую очередь необходимо получить льготы по аренде участков набережных, находящихся в собственности Петербурга, арендодателем по которым выступает СПб ГБУ «Мостотрест». Под льготами я понимаю освобождение от арендной платы в третьем квартале 2020 года и предоставление рассрочки погашения арендных платежей до конца 2022 года.

Другие меры поддержки малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях экономики определены и распространяются на все судоходные компании, входящие в ассоциацию».

Записала: Екатерина Фомичева

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%