Санкт-Петербург и область, 02 окт 2013, 16:09

В Петербурге могут исчезнуть маршрутки с мигрантами

В скором времени Петербург может столкнуться с нехваткой маршруток на городских дорогах. Сейчас на территории РФ являются действительными водительские удостоверения, выданные с 1992 года на территории государств, бывших в составе СССР. В мае вступил в силу федеральный закон, который обязывает всех водителей-иностранцев до 5 ноября сдать на права российского образца.
Читать в полной версии
Фото: РБК

В скором времени Петербург может столкнуться с нехваткой маршруток на городских дорогах. В мае вступил в силу федеральный закон, который обязывает всех водителей-иностранцев до 5 ноября сдать на права российского образца. Сейчас на территории РФ являются действительными водительские удостоверения, выданные с 1992 года на территории государств, бывших в составе СССР.

Под переаттестацию в Петербурге попадают треть всех водителей маршруток - это около 4,5 - 5 тыс. выходцев из-за рубежа. Если к началу ноября мигранты не пройдут процедуру - им запретят работать, а перевозчиков будут штрафовать на 50 тыс. руб. за каждый выявленный случай.

Уход в тень

Сами перевозчики пока не охотно делятся информацией, что они уже успели сделать. В компании "Питеравто" не захотели рассказать, как их работники-мигранты будут сдавать на российские права. "Наверняка депутаты, инициировавшие принятие данного закона, а также представители соответствующих ведомств учли эти моменты". При этом количество иностранных водителей в "Питеравто", по данным самой компании, достигает 50%.

Председатель ассоциации перевозчиков пассажиров (АПП) Василий Киселев не располагает информацией, что кто-то из перевозчиков уже начал организовывать групповую переаттестацию.

Абсолютно не реально, говорит В.Киселев, что все 4 тыс. иностранцев успеют сдать экзамен в установленные сроки. И дело тут не только в дефиците времени, но и в банальной неготовности к этому даже государственных структур, например, ГИБДД.

По данным председателя АПП, сейчас петербургская госавтоинспекция принимает экзамен примерно у 200-300 водителей в день. К примеру, сотрудники ГИБДД смогут ежедневно экзаменовать еще около 100 водителей автобусов. Это значит, что на переобучение всех мигрантов уйдет не меньше двух-трех месяцев. В.Киселев прогнозирует, что иностранцы либо сменят квалификацию, либо уйдут к нелегальным перевозчикам.

Однако ни В.Киселев, ни компании-перевозчики не комментируют вопрос, почему за несколько месяцев после опубликования закона работа по переаттестации так и не была начата. Независимые эксперты предполагают, что бизнес надеется своим бездействием довести ситуацию до критической точки, когда на маршрут не смогут выйти сотни машин, и городским властям придется подключаться к решения транспортного коллапса.

В комитете по транспорту Смольного возможность такого "шантажа" не комментируют, однако говорят, что постараются оказать помощь в решении проблемы с правами для иностранцев. Чиновники проработали подзаконный акт, который будет регламентировать сдачу экзамена. Пока документ находится на рассмотрении в Государственной думе. После его утверждения "планируем привлечь силы ДОСААФ, учебного комбината ГУП "Пассажиравтотранс", возможно, автошкол (по согласованию с ГИБДД)", сообщили в комитете.

Русский десант

Если водители-мигранты не успеют сдать на российские права, восполнять нехватку кадров придется российскими гражданами. Однако сделать это в короткие сроки вряд ли получится. Получить права категории D в России сейчас стоит около 70-80 тыс. руб. Отсутствие спроса косвенно подтверждает количество фирм, которые занимаются обучением на категорию D. В Петербурге всего три компании, которые в общей сложности выпускают не более 200 водителей в год.

Нежелание работать водителем общественного транспорта связано и с непривлекательностью профессии. По словам В.Киселева, транспорт уже низвели до уровня помойки - кругом говорят лишь об авариях с участием маршруток, о неадекватных водителях или об обстрелах, которые действительно происходят почти каждый день, однако правоохранительные органы никак с этим не борются.

По словам бывшего директора одной из транспортных компаний Ленобласти, нежелание местных жителей идти работать водителем связано с тяжелыми условиями труда водителей. В крупных официальных компаниях сотрудники работают с 7 часов утра до полуночи 6 дней в неделю с перерывом на отдых не более часа. Такой график приносит водителю доход от 60 до 100 тыс. руб. в месяц. При формировании заработка главное - выполнение плана, все сверх этого остается водителю в качестве бонуса. "Отсюда вытекает желание работать как можно дольше и без перерывов и выходных, русский человек не готов на такие условия», - резюмирует эксперт.

Многие водители предпочитают открывать свое дело - купить микроавтобус за 500 тыс. руб. и заниматься "заказными перевозками". По закону такой вид деятельности не требует лицензии. В итоге получается, что такие водители попросту возят людей по междугородним маршрутам, конкурируя с официальными компаниями-перевозчиками.

Евгений Перевалов

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая