«Торг уместен»: на первичном рынке жилья появились скрытые скидки
Эксперты ЦИАН зафиксировали новый тренд на петербургском первичном рынке жилья — реальная цена сделок по продаже квартир зачастую оказывается ниже той, что указана в рекламе. Если в конце 2020 года разрыв между официальным прайсом застройщиков и реальной ценой сделок в среднем не превышал 2%, то по состоянию на конец 2021 года разница достигла 8%. По словам риелторов, ранее это было характерно для вторичного рынка, но сейчас на фоне снижения спроса девелоперы вынуждены привлекать покупателей за счет скидок и акций.
Для поддержания спроса
Ситуация, при которой реальная цена сделок ниже декларируемой, характерна для всех российских городов-миллионников, отмечают в ЦИАН. Однако в Петербурге этот тренд проявляется ярче, чем в других мегаполисах.
«Именно в Петербургской агломерации, в отличие от столичного региона, спрос в 2021 году показывает худшую динамику. За 11 месяцев 2021 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заключено около 80,5 тыс. ДДУ, а за весь прошлый год — порядка 97 тыс., в 2019 году — 97,9 тыс. То есть именно в Петербургском регионе девелоперы в большей степени заинтересованы в предоставлении скидок для поддержания спроса», — сообщил руководитель «Циан.Аналитика» Алексей Попов.
Как уже сообщал РБК Петербург, по итогам третьего квартала прошлого года спрос на квартиры в новостройках в Петербурге снизился на 44%, по оценкам «Авито Недвижимость».
«Чем дороже объект недвижимости, тем больше разница между реальной и рекламной ценами, — говорит заместитель генерального директора АН «Итака» Василий Павлов. — На первичном рынке для однокомнатных квартир она составляет 6%, а для двух- и трехкомнатных уже 15-20%». Он отмечает, что погрешность в такого рода расчетах может составлять не менее 3%, к тому же выборка для расчета фактических цен всегда значительно меньше выборки для анализа цен в рекламе. «Но даже с учетом этих оговорок тенденция устойчива и очевидна», — подчеркивает Василий Павлов.
По данным АН «Итака» на вторичном рынке разница между ценой предложения и реальной ценой сделок еще больше — фактические цены на однокомнатные квартиры ниже рекламных в среднем на 13%, а на двух- и трехкомнатные — уже на 27% (показатели справедливы для рынка массового спроса).
Метры в подарок
Наблюдения экспертов подтверждаются тем, что, как выяснил РБК Петербург, раздел с новогодними акциями, скидками и специальными предложениями для покупателей есть на сайте практически каждого застройщика. Но представители отрасли не подтверждают, что скидки имеют массовый характер. «Акции и условия на рынке сильно разнятся — есть, к примеру, скидки на типы квартир, есть на меблировку — поэтому оценить размер скидки можно только в каждой конкретной ситуации», — заявила Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (входит в Setl Group). По ее словам, сейчас для покупателей гораздо более привлекательны не скидочные акции, а удобные ипотечные программы или программы рассрочки.
«Заявлять о снижении стартовых цен на первичном рынке не принято. Считается, что это не очень хорошо сказывается на репутации застройщика и его проектов. Поэтому строительные компании начинают предлагать акции для покупателей — балкон в подарок, или несколько квадратных метров бесплатно, либо скидки при 100% оплате», — объясняет президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости Дмитрий Щегельский.
Конкуренция с «переуступками»
Дополнительным фактором давления на цены застройщиков стало распространение «переуступок». Часто квартиру в одном и тот же строящемся жилом комплексе можно купить как напрямую у застройщика, так и у физлиц, которые вложились в покупку недвижимости на начальной стадии строительства и выставляют ее на продажу ближе к сдаче дома.
Эксперты называли 2021-2022 годы «временем переуступок на рынке жилья», в прошлом году более 27% квартир в общем объеме заключенных сделок в новостройках в Петербурге покупались в инвестиционных целях.
«Дольщики, которые решили продать по договору цессии еще не достроенную квартиру, ведут себя так же, как продавцы на вторичном рынке, где возможности для торга изначально закладывают в цену. Если они видят, что предложенная цена не срабатывает, то готовы торговаться и ее снижать», — говорит Дмитрий Щегельский. С учетом стагнации на рынке и возможного спада продаж жилья в новостройках, он прогнозирует, что тренд на скидки и акции для покупателей на первичном рынке продолжится и в 2022 году.