Санкт-Петербург и область, 03 янв, 13:19

«Темпы ускорились»: в Петербурге оценили будущие транспортные мегапроекты

Читать в полной версии
Фото: Поляков Георгий/PhotoXPress.ru

В 2025 году на государственную программу «Развитие транспортной системы» в Санкт-Петербурге выделяется самый большой объем средств (почти треть общей суммы) из всех 18 программ, включенных в расходную часть городского бюджета.

РБК Петербург опросил независимых экспертов и подготовил цикл мнений о том, как заявленные многомиллиардные проекты отразятся на скорости и удобстве передвижений в городе. Эксперты по-разному оценили планы Смольного. Одни отмечают высокое значение «долгожданных» развязок, КАД-2 и целого ряда дорог на окраинах, другие — критикуют за отсутствие в программе самых «назревших» линий общественного транспорта и, в целом, неверный выбор приоритетов.


Виктория Калинина, старший преподаватель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

«Из знаковых объектов наиболее важным для города мне представляется проектирование в 2025 году второй очереди Поклонногорской развязки, запуск трамвая в Шушары. Завершение строительства Поклонногорской развязки жители ждали все последние годы — чтобы ушла постоянная пробка на пересечении Поклонногорской улицы с проспектом Энгельса.

Также весьма важным я считаю старт проекта КАД-2. Сейчас в часы пик загрузка на КАД-1 приближается к 100%, особенно это видно по состоянию дорожного покрытия и необходимости постоянного ремонта, что приводит в летние периоды к серьезным заторам на кольце.

Второе кольцо будет иметь важное значение для градостроительного развития территории и позволит осуществлять корреспонденции между городами-спутниками, что не только разгрузит основные вылетные магистрали, но и сформирует новые связи, обеспечивающие переход от моноцентрической модели развития к полицентрической.

«Вопреки мнению о том, что метро у нас строится слишком медленно, я считаю, что по сравнению с предыдущими годами темпы его строительства за последние пять лет заметно ускорились»

Вопреки распространенному мнению о том, что метро у нас строится слишком медленно, я считаю, что по сравнению с предыдущими годами темпы его строительства за последние пять лет заметно ускорились — открываются целые новые направления, которые давно планировались, но до реализации дело не доходило. В этом смысле хочу отметить предстоящее открытие в этом году станции «Горный институт», а в 2025 году — станций «Казаковская» и «Путиловская». Это тоже знаковый проект — потому что на эту ветку будет большой спрос. Кировско-Выборгская линия перегружена и новая Красносельско-Калининская линия, конечно, существенно облегчит ситуацию для жителей юго-запада с точки зрения транспортной доступности территории и времени в пути.

Заметно разгрузят северо-запад Петербурга трасса М32, которая уже начала строиться, а также М-49 и М1. В частности, М-32 повысит транспортную доступность микрорайона Юнтолово и «Лахта Центра», от которого можно будет быстро доехать до Шуваловской и Богатырской развязок ЗСД.

К сожалению, в АИП не вошли многоуровневые паркинги в связи с тем, что в Комитет по транспорту только недавно были переданы полномочия и в настоящий момент адресная программа находится в стадии согласования. Сейчас подбираются земельные участки для их размещения — в первую очередь для перехватывающих парковок у будущих транспортно-пересадочных узлов в ключевых местах пересадки на рельсовый транспорт — трамвай, метро, электричку. При этом система города и области рассматривается как единое целое.

Заметное развитие наблюдается в сфере общественного транспорта. В 2024 году подготовлены проекты выделенных полос на Комендантском и Коломяжском проспектах Приморского района. Непосредственное строительство начнется в 2025 году. В программе запланировано в течение 3 лет произвести обособление порядка 20 км трамвайных линий. Помимо создания самих полос произойдет модернизация светофорных объектов на перекрестках — для приоритетного проезда трамваев. Около 25-30 таких пунктов планируется модернизировать уже в 2025 году.

Что касается новых линий общественного транспорта, то помимо открытия к 2028 году трамвая Купчино-Шушары-Славянка, запланирована линия Северный проспект-улица Руставели и дальше до Муринской дороги. Планируются отстойно-разворотные площадки и диспетчерские станции для автобусов — неотъемлемая инфраструктура общественного транспорта».


Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra:

«Приоритеты программы «Развитие транспортной системы Петербурга» выстроены так, что задачи развития инфраструктуры общественного транспорта отодвинуты на второй план, а на первом оказывается развитие автодорожной инфраструктуры, в частности, дорогостоящие автомобильные развязки.

«Задачи развития инфраструктуры общественного транспорта отодвинуты на второй план, а на первом оказывается развитие автодорожной инфраструктуры, в частности, дорогостоящие автомобильные развязки»

Но, как известно, построить развязку в городе — это всего лишь самый дорогой способ перенести пробку на 1 км в сторону. Именно это произойдет в 2025 году, когда будет достроена Московско-Дунайская развязка. Пробка на пересечении Дунайского и Космонавтов уже вполне сформировалась. Стремление справиться с пробками путем расширения дорог — это как борьба с растущим брюхом методом прокалывания новых дырок на ремне. Специалистам давно известно, что пробки можно победить только одним способом — путем ограничения автомобильного движения с одновременным, а лучше даже — предварительным расширением сервиса общественного транспорта».

Районы, где «взывают» о метро

Метро строят слишком медленно, и приоритеты в развитии метрополитена выстроены, по моему мнению, неудачно. Сейчас пытаются продлевать метро сегментами на окраины, а нужно, в первую очередь, строить шестую линию в центр города, чтобы облегчить работу перегруженных узлов и сегментов существующей системы. Также крайне необходимо метро в Кудрово — об этом говорят много лет, но заметного продвижения не видно. «Взывают» о метро и Полюстрово, и Ручьи, но воз и ныне там.

«Нужно, в первую очередь, строить шестую линию в центр города, чтобы облегчить работу перегруженных узлов существующей системы метро»

Вместо этого активно обсуждается федеральное софинансирование продления первой линии в Пулково и Экспоцентр, эдакого петербургского аналога московской «Коммунарки». Но здесь и загруженность, даже в перспективе, соответствует скорее трамваю или BRT (скоростной многосекционный автобусный транспорт — ред.), и трасса получит совершенно нехарактерную для метрополитенов кривую и непривлекательную конфигурацию. К тому же, при этом гарантирована дополнительная нагрузка на перегруженный перегон «Проспект Ветеранов — Ленинский проспект».

Почему важна электричка?

Городская электричка — вариант для Петербурга, безусловно, очень подходящий. Он может развиваться как раз за счёт уже существующей инфраструктуры, полос отчуждения и потенциально быстрого, относительно недорогого (точно дешевле, чем метро), «апгрейда». Что касается вывода грузового движения, которое действительно мешает запуску городской электрички, то это тоже вопрос приоритетов и политической воли. Если бы процессом «управляли» вопросы перевозки людей, а не интересы коммерческих структур (напомню, что РЖД — коммерческое предприятие), то город мог бы найти деньги на вывод грузового движения. Подчеркну, именно город, а не РЖД, которому как раз городская электричка не нужна.

«Городская электричка — вариант для Петербурга очень подходящий. Он может развиваться за счёт уже существующей инфраструктуры, полос отчуждения и быстрого недорогого «апгрейда».

Электрички имеет смысл вообще развивать активнее, они тоже гораздо выгоднее для общества, чем автодороги и развязки, потому что перевозят много пассажиров. В качестве магистральных перевозчиков электрички могут решить серьезные транспортные проблемы в пригородах, например, на юге города, где Пулковское шоссе утром и вечером ежедневно «умирает» на глазах, вследствие интенсивного прибавления жилья. У нас всё больше транспортных проблем в пригородах, где жилищное строительство по темпам и объемам значительно опережает развитие инфраструктуры и маршрутной сети общественного транспорта». Повтор публикации от 21.11.2024 г.


Мнения могут не совпадать с позицией редакции

Подготовил: Владимир Грязневич

Гонец с дурными вестями: как говорить команде о плохом
Миллионы покупательниц: почему рекламодатели забыли про женщин 45+
Разрыв в $100 млрд. Почему бюджет США недополучил денег от тарифов Трампа
Синдром выгоревшего собственника: как распознать и остановить угрозу
Сладость или гадость: чем можно заменить сахар и насколько это безопасно
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Должник умер: как взыскать деньги и имущество с его наследников
Какие шаги нового руководителя позволяют преодолеть недоверие команды