Санкт-Петербург и область, 03 мар 2015, 14:22

Брендовые магазины Петербурга уступают место неформату

Чтобы не потерять доходы, собственники помещений петербургского стрит-ретейла вынуждены дробить площадки
Читать в полной версии

Вместо больших брендовых магазинов у станций петербургского метро появляются мелкие неформатные торговые точки. Чтобы не потерять доходы, собственники помещений петербургского стрит-ретейла вынуждены дробить площадки в самых привлекательных локациях.

Собрать по-мелочи

Как сообщила РБК Петербург директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Людмила Рева, в текущих условиях собственникам сложно найти арендаторов для больших помещений у метро, и им приходится дробить площадки на более мелкие, до 150 кв. м. "Туда сейчас часто приходят неформатные операторы: белорусская обувь, неизвестные магазины одежды", - отметила она. Благодаря этой вынужденной мере доход собственников не падает, но, по словам эксперта, увеличивается объем работы с арендаторами.

Для арендаторов сейчас, как отмечают эксперты, появляются возможности найти привлекательные помещения с большим дисконтом. "Недавно в районе ул. Марата было сдано дефицитное помещение площадью 500 кв. м, с витринными окнами. Дисконт от первоначальной цены составил 20%", - рассказал директор департамента брокериджа NAI Becar Михаил Рожко.

Невский не в тренде

Говоря об общем сжатии спроса на рынке стрит-ретейла, эксперты замечают, что активными игроками рынка остались только продуктовые ретейлеры и рестораны, преимущественно фаст-фуд. Как заметил директор департамента брокериджа NAI Becar Михаил Рожко, банки, раньше также поддерживавшие спрос в стрит-ретейле, сократили темпы развития.

В результате объем вакантных площадей в стрит-ретейле, по наблюдениям экспертов, растет. На данный момент, по оценке М.Рожко, он находится на уровне 5-7%. При этом арендаторы стали с осторожностью относиться к новым жилым комплексам на периферии города. "Раньше арендаторы открывались при 40-60% заселении жилых комплексов, в зависимости от количества квартир. Сейчас арендаторы просчитывают риски и заключают договор аренды только при 70-90% заселении объекта", - отметил эксперт.

В центре свободных площадей меньше, ближе к 5%, но и там эта доля увеличивается. "На Невском проспекте сейчас вакантно минимум 15 качественных помещений, в противоположность тому, что в предыдущие годы на этой магистрали в экспозиции находилось не более одного объекта", - привела пример Л.Рева.

Торг уместен

Пользуясь возможностями "рынка арендатора", крупные игроки, такие как торговые сети, сейчас ведут кампанию по снижению арендной платы. "Сети давят на собственников. Крупные собственники, у которых есть несколько помещений в аренду, на это не идут, но мелкие вынуждены реагировать. Если арендатор съезжает, других вариантов нет", - поделился владелец коммерческой недвижимости Василий Понтаплев.

В компании "Теремок", развивающей сеть быстро питания, подтвердили, что если собственник помещений не идет на снижение цены аренды - компания закрывает точку. На днях "Теремок", не договорившись с собственником, предпочел закрыть один из своих ресторанов в достаточно привлекательной локации — на 7-й линии Васильевского острова, недалеко от метро. «Мы настроены на конструктивный диалог и долгосрочные отношения с нашими партнерами. Но, к сожалению, не все понимают, что такие отношения должны быть взаимовыгодными даже в кризис, когда объективно наблюдается снижение покупательской способности", - прокомментировал ситуацию гендиректор группы компаний «Теремок» в Петербурге Виталий Свидовский.

В результате, по данным руководителя направления стрит-ретейла компании JLL в Петербурге Анна Лапченко, действующие арендаторы в начале 2015 года получили скидку в размере 10-20% к прошлогодним ставкам.

Новичкам везет

Новым контрагентам, приходящим в пустые помещения, удается договориться на больший дисконт, уточнила А.Лапченко. По ее словам, такие арендаторы добиваются скидок от собственников, чтобы компенсировать рост других расходов на старте проекта. "Сегодня инвестиции арендаторов в запуск площадки значительно выросли, также возросли их риски в связи со снижением покупательной способности населения. Собственникам пустующих площадок приходится идти на более серьезные скидки, чтобы стимулировать нового арендатора зайти в помещение", - пояснила эксперт.

В целом по рынку, по прогнозам Л.Ревы, падение ставок составит до 25-35% к концу I полугодия по отношению к уровню 2014 года.

Мария Летюхина

Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций