Надежда на зоркий глаз: почему Петербург не усвоил уроки теракта
Ограничились видеокамерами
«За прошедший год значительно увеличилось количество систем видеонаблюдения в метро. Это, конечно, хорошо, особенно, если сравнивать лица входящих с базой террористов или подозрительных граждан. Но что касается обнаружения взрывчатки, то тут прогресса никакого нет. Проблемы обычные — нехватка финансирования, слабая организация процесса внедрения новых технологий.
В аэропортах тоже никакого серьезного продвижения пока нет. Там опять закупили импортное оборудование, причем, традиционное, без принципиально новых технологий. К тому же, его неизвестно когда запустят — потому что оно может не пройти нашу новую систему сертификации, более жесткую, по требованию ФСБ. Российское оборудование по-прежнему не закупается. В том числе и наше, которое прошло все проверки (в частности, испытано в аэропорту «Внуково») и даже имеет положительное заключение ФСБ.
Проект поддержал вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан, который согласился провести испытания оборудования в метро с целью дальнейшей его установки на станциях. Однако на практике так ничего и не было сделано. Руководство метрополитена явно не хочет заморачиваться, говоря, что сложно подготовить персонал для работы с этими установками.
Не свое дело
Большие проблемы возникают из-за того, что по нашим законам обеспечивать безопасность должны сами транспортные организации. В частности, именно они должны проводить довольно трудоемкие испытания нового оборудования. Они же должны сами разрабатывать методологию применения оборудования и конкретные должностные инструкции персоналу. Но это очевидно не функция транспортников — они просто не умеют все это делать. Этим должны заниматься специальные государственные организации. В результате, несмотря на поддержку проекта всеми заинтересованными сторонами — ФСБ, Минтрансом, Смольным, — процесс не сдвигается с мертвой точки.
В случае метро все это особенно сложно, поскольку требует значительных затрат, которые должен финансировать бюджет Петербурга.
Транспортники идут по пути наименьшего сопротивления. Закон неконкретен, требует лишь установок для «обеспечения обнаружения» запрещенных предметов. А это могут быть собаки или зоркий глаз охранника. Транспортники этим пользуются и исполняют закон формально. Есть традиция ставить видеокамеры, и они просто увеличивают их количество.
Даже на новом стадионе до сих пор не установили оборудование, способное обнаруживать взрывчатку. И не поставили ни одну из лучших в стране систем интеллектуального распознавания лиц — ЦРТ или московской компании, которая выиграла мировой конкурс. Вместо этого чиновники закупили не самую хорошую систему. [По информации ЦРТ, их систему стадион «Санкт-Петербург» закупил, но запускать ее будут только после ЧМ-2018, когда начнутся регулярные футбольные матчи — ред.]
Зачем-то поставили в большом количестве оборудование для обнаружения радиоактивности. Может, это и полезно, но по-настоящему надо обнаруживать еще и взрывчатку. Хотя мы умеем обнаруживать даже новые виды взрывчатки, например, так называемую «мать сатаны», которую в последнее время, как выявила ФСБ, пытаются применять террористы. Но в перечне требований ФСБ эта взрывчатка даже не упомянута — потому что традиционное оборудование не способно ее обнаруживать.
Индийцы не так инертны
В такой ситуации нам опять приходится заниматься экспортом. Я недавно был в Индии, разговаривал с замминистра гражданской авиации по безопасности и он открыто признал, что нынешнее оборудование в аэропортах неэффективно и необходима модернизация. В отличие от нас, индийцы активно испытывают новое оборудование разных производителей — европейских, американских и т.д. Но результатами индийцы недовольны — никаких принципиально новых возможностей это оборудование не дает. В частности, несмотря на рекламу, американские установки плохо обнаруживают взрывчатку. При этом они согласились закупить несколько экземпляров нашего оборудования.
Как известно, на специальном заседании Совета безопасности ООН и даже на Генеральной ассамблее принимались резолюции о необходимости активно заниматься разработками новых технологий безопасности. В России поначалу такие разработки поддерживались, но вот уже два или даже три года федеральная программа по реализации комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте по существу не финансируется».
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.